«У него прирожденный талант!» — можно услышать о ком-либо. Или: «Мне это не дано!» — печально подчеркивает другой. Оправданы ли эти выражения? Талантливыми рождаются или становятся?
В психологии талант – это высшая степень развития способностей к определенной деятельности, которая отличается оригинальностью, совершенством и имеет высокую общественную значимость. Поэтому такие люди заметны, всегда привлекают к себе внимание и вызывают симпатию. Кажется, что они делают легко и непринужденно то, в чем талантливы. Так ли это на самом деле? Стоит обратиться к природе развития таланта.
Существует такая структура: «задатки» — «способности» — «талант». Задатками называют свойства нервной системы человека, которые являются наследственными. Задатки считаются основой способностей.
Способности – индивидуальные особенности личности, которые позволяют успешно выполнять определенную деятельность.
Какая природа у способностей?
Все же способности наследуются или прививаются в процессе воспитания и обучения? Почему в семьях актеров, музыкантов, врачей дети часто следуют по стопам родителей в профессиональной сфере? Стоит заметить, что это больше касается социальных и публичных профессий. В таких семьях родители дома регулярно исполняют музыкальные композиции, репетируют роли, сочиняют произведения, обсуждают друг с другом значимые вопросы, что часто вплетается и в воспитание детей. Дети наблюдают за ними, становятся участниками их деятельности, часто пытаются подражать.
Таким образом, задатки наследуются, а талант развивается в процессе жизни, на что влияет и воспитание, и обладание определенными личностными качествами, и действия, выполняемые человеком.
Оптимистичный для общества вывод ученых: нет людей, вообще не обладающих талантом, есть только те, кто занимается «не своим делом» в силу определенных обстоятельств. Задатки есть у каждого, существуют лишь разные условия для превращения их в способности и развития из них таланта.
Как развивается талант?
Наибольшей эффективности в этом можно достичь, если начинать заниматься с детства. На плечи родителей ложится большая ответственность, так как именно они должны суметь разглядеть в ребенке склонность к той или иной деятельности. Конечно, никто не запрещает пробовать и отдавать ребенка в различные кружки или секции. Так могут быстрее проявиться его способности в определенной сфере. Но самое главное – наблюдать за своими детьми и прислушиваться к их желаниям и потребностям, тогда легче будет воспитать из них талантливых личностей!
Этапы развития таланта:
I этап – осознание. Здесь есть два пути.
- Либо появление желания заняться какой-либо деятельностью профессионально. И должно быть именно страстное и устойчивое желание, а не просто мимолетный порыв.
- Либо это осознание того, что «какую-то деятельность я выполняю хорошо, возможно, лучше других». Совсем необязательно, чтобы это делалось легко. Кто-то вообще не прилагает стараний, кто-то затрачивает массу усилий, занимаясь любимым делом. Главное при этом – результат, которого достигает человек. Именно это замечают окружающие.
II этап – подкрепление. Важно оценить средства достижения цели и решить следующие вопросы: «Что мне нужно для развития таланта?» и «На что я могу пойти ради этого?» В данной ситуации может возникнуть необходимость выйти из зоны комфорта, отбросить свои страхи и комплексы и следовать по намеченному пути.
III этап – совершенствование. Человек, желающий достигнуть наивысшего таланта в чем-либо, должен в разумной степени испытывать тягу к самосовершенствованию. Развитие всегда происходит в движении. Если мы ставим мозгу все новые, более сложные задачи и выполняем их, то таким образом повышаем уровень своего мастерства и усиливаем талант.
Что мешает развитию таланта?
Драгоценный дар природы важно не только выявить, но и сохранить.
Факторы, препятствующие проявлению уникальных особенностей:
- недооценка со стороны окружающих;
- выбор деятельности, к которой нет призвания;
- социальные потрясения, материальные проблемы.
Почему не развиваются способности у детей?
Проблемы усиления природного дара детей часто возникают из-за недостаточной подготовленности родителей и педагогов.
- Взрослые фиксируют особые качества малышей, но не развивают их.
- Обесценивание достижений. Отсутствие или дефицит похвалы в ситуации успеха.
- Негативное восприятие окружающими неудачных попыток проявить себя.
- Постоянное сравнение с одноклассниками.
- Запрет экспериментов и исследовательской деятельности.
- Авторитаризм старших родственников, чрезмерность ограничений.
- Категоричность требований к форме и содержанию обучения.
- Некомпетентность учителей (отрицательное отношение к одаренным ученикам и неумение работать с ними).
- Однообразие досуга.
- Гиперопека.
Что мешает взрослым реализовать свой потенциал?
Найти свое призвание удается не всем. Часто рамки профессии не позволяют человеку в полной мере проявить себя. Иногда мешает боязнь несоответствия, сформировавшаяся в детстве.
Нередко люди не решаются проявить свои качества и устремления, опасаясь непонимания друзей и родственников. Барьером на пути самореализации может стать убеждение, что занятость и возраст помешают добиться успеха.
Но главная трудность проявления потенциала зрелого человека — неуверенность в своих силах. Страх неудач может стать решающей причиной отказа от своего предназначения.
Развитие способностей
В детском возрасте
Важнейший фактор реализации природных задатков — развивающая среда. Это интеллектуальные развлечения и умные игрушки, психологический настрой на активное исследование тайн мира. Успешность самореализации талантливых ребят во многом зависит от старших членов семьи и педагогов.
Изучение дара чудо-ребенка
Биографии выдающихся людей помогают понять роль семьи в воспитании гениальных детей. Наблюдение за эволюцией малыша с первых дней жизни и создание наилучших условий образования характерно для родителей выдающихся музыкантов, художников, математиков.
Ознакомление детей с шедеврами культуры и уточняющие вопросы помогают родственникам выяснить, что нравится ребятам, чем они хотят заниматься. Разнообразные задания позволяют уточнить возможности малышей.
Волшебная сила поддержки
Мощный катализатор роста — атмосфера познания в семье. Поощрение любознательности и активного изучения особенностей предметов, звуков, цветов, слов делает мир юного исследователя ярким и осмысленным.
Уважение родителей к интересам ребенка стимулирует его стремление к совершенству. Взрослый стиль общения подчеркивает серьезность отношения к творчеству.
Оценка успеха и право на ошибку
Талант реализуется в активности. Необходимо поощрять познавательную активность и достижения ребят.
Даже неудачу можно превратить в эффективный мотиватор, если предложить потренироваться вместе для улучшения результатов. Так легче усваиваются новые навыки и совершенствуются память, внимание, мышление, речь, воображение. Формируется уверенность в себе. Ошибка воспринимается как естественный этап освоения нового и не вызывает разочарования.
Талантливые педагоги и разнообразные возможности
Способный ребенок может быть успешен в разных направлениях. Но обычно больше времени вундеркинды уделяют одному виду деятельности.
Без опытного наставника занятия могут превратиться в бесцельное накопление информации. Уходит время, благоприятное для развития. Компетентный учитель — обязательное требование совершенствования задатков будущего исследователя. Центры творчества, студии, школы искусства и технические кружки также могут стать эффективной площадкой для расцвета ранней одаренности.
У взрослых
Заняться любимым делом никогда не поздно. Если зрелый человек решит расширить свои ресурсы, потребуется выполнить 7 условий.
- Переоценка ценностей. Осознание своих желаний и достижений.
- Постановка актуальной цели: усиление творческого потенциала.
- Готовность к обучению.
- Тренировка ума и креативности с помощью специальных систем упражнений.
- Разработка собственных методов и способов саморазвития.
- Занятия с учителем (тренером) индивидуально или в группе.
- Сохранение уверенности в результате независимо от возраста и обстановки.
Желание заниматься тем, что нравится и получается — мощный стимул для человека. Именно мотивация поможет преодолеть все сложности и реализовать мечты.
Полезные советы
- Посмотреть на себя со стороны, прислушаться к мнению окружающих, если они убеждают, что мы в чем-либо талантливы.
- Не нужно бояться пробовать включаться в ту или иную деятельность. Если есть интерес и желание развиваться, то ни возраст, ни образование не будут помехой! Известны случаи, когда люди в преклонном возрасте становились первоклассными художниками и певцами, до этого ни разу не занимаясь подобными видами деятельности.
- Дать себе отдохнуть. В состоянии стресса или сильной загруженности мозга порой невозможно адекватно оценить свои способности. При достижении внутренней гармонии мы лучше понимаем себя, чего мы хотим и умеем.
- Посвящать любимому делу как можно больше времени. Так работает механизм тренировки: мы постепенно превращаем умения в навыки и затрачиваем меньше усилий на выполнение деятельности.
- Уметь признать в себе талант и порадоваться достижениям! Это всегда добавляет энтузиазма и повышает уверенность в себе.
Настолько глубоко я не подходила к этому вопросу. Думала, что читая книги либо новости, я развиваюсь. А теперь я понимаю, как работать над собой. Надо будет попробовать ваши рекомендации, спасибо за развёрнутую статью!