Публичные речи являются частью работы многих людей. Для некоторых специалистов они являются вспомогательными, но все равно важными, а для других – основными в их работе.
Так, руководителям организаций или преподавателям навыки проведения выступлений очень важны для осуществления их деятельности, но все же являются не главными. А для пресс-секретарей или представителей публичных профессий (писатель, режиссер и т.д.) высказывания перед публикой – возможность заявить о себе, своей организации, своем проекте, сделать себе рекламу и тем самым обеспечить прибыль. Когда для какой-то должности необходимо часто проводить публичные выступления, тренинг таких навыков в виде групповых или индивидуальных занятий будет эффективнее всего для развития умений личности.
В современных реалиях обучающие программы публичных выступлений наряду с тренингом продаж является самым популярным и востребованным.
Чем полезен тренинг выступлений перед группой?
В любой профессии есть моменты публичности: менеджер при общении с подчиненными и руководством, преподаватели при чтении лекций перед слушателями, продавцы перед покупателями, политики в докладах перед народом или перед оппонентами и т.д.
А уж навыки самопрезентации, которая является очень важной публичной речью, должны быть у каждого для эффективной подачи себя при устройстве на работу или при повышении по службе.
В ходе тренинга приобретаются следующие навыки и умения:
- умение быстро готовиться к предстоящим выступлениям,
- избавление от волнения перед людьми, контроль эмоций,
- планирование текста речи и возможных вопросов,
- умение говорить убедительно, удерживать внимание аудитории,
- готовность к сложным вопросам и возможным провокациям, (ознакомьтесь еще с информацией о тренинге по работе с возражениями)
- некоторые навыки внушения,
- умение взаимодействовать с прессой.
Полезным окажется и тренинг ораторского искусства. Навык публичного выступления приобретается с опытом, поэтому для успешных презентаций необходимы репетиции, тренировкий, в том числе и неудачные, а это наиболее уместно делать в ходе тренинга, получая обратную связь и конструктивную критику.
Программа тренинга и упражнения
Для того чтобы подготовиться к выступлению на публике, нужно проработать все аспекты будущей речи:
- Психологические (самооценка, личные принципы, желание выступать, кураж, драйв и т.д.),
- Содержательные (непосредственно содержание – информация о представляемом событии, продукте, услуге),
- Технические (приемы и техники, используемые в презентации, способы подачи материала).
В каждом конкретном случае нужно продумать ответы на следующие вопросы:
- кто говорит? – личностный аспект,
- что говорить? – информационный аспект,
- как говорить? – технологический аспект,
- кому говорить? – учет аудитории,
- для чего говорить? – ориентация на актуальные проблемы и вопросы аудитории,
- когда говорить? – уместность по времени,
- где говорить? – уместность по месту,
- сколько говорить? – учет количества времени выступления.
Таким образом, программа тренинга должна включать следующие модули:
- Осознание цели выступления.
- Способы справиться с волнением и страхом перед людьми (какие еще тренинги могут быть полезны руководителям вашей организации?).
- Влияние личности на аудиторию (внешний вид, качество речи, манеры, поведение).
- Вербальные и невербальные проявления.
- Структура содержания (введение, начало, суть, заключение) и т.д.
По ходу этой обучающей программы используются различные методы: ролевые игры, подготовка выступлений по теме или импровизации, групповые дискуссии, просмотр видеосюжетов с собственными выступлениями и др.
Тренинг публичных выступлений для группы
Вышеописанные тренинги чаще всего представляют интерес для линейных сотрудников компании, например, продавцов, или руководителей и менеджеров, публичные выступления которых по большей части проходят внутри коллектива. В крупных организациях перед подобными тренингами ставится несколько иная задача: подготовить группу представителей одной организации, которая будет представлять ее в публичном пространстве.
Проще говоря, необходимо подготовить группу людей, которая будет одинаково подкована по вопросам, касающимся развития и предлагаемых услуг компании; способна однотипно отвечать на непредвиденные вопросы и провокации, поддерживать высокий уровень компании в медийном пространстве. Цель подобных тренингов – избежать ошибок типа «кто в лес, кто по дрова».
Бывали случаи, когда представители одной организации, давая интервью отдельно, противоречили друг другу при ответе на один и тот же вопрос. Естественно, у аудитории фирма, делающая подобные промашки, доверия не вызовет.