Модель управленческих ролей Т.Ю.Базарова

Модель управленческих ролей Т.Ю.Базарова — это отечественная альтернатива модели Марджерисона-МакКенна. Она очень тесно связана с моделью управленческой деятельности Г.П.Щедровицкого.

3 параллельно лежащих вида деятельности

  • Организация. Деятельность по превращению разрозненных, отдельно лежащих компонентов в системно-объединенную общность, которая в соответствии с законом неаддитивности приобретает некие новые качества, которых не было у каждого элемента в отдельности.
  • Руководство. Процесс побуждения работника к выполнению заранее установленных действий.
  • Управление. Деятельность по замысливанию и реализации изменений в организации.

В модели Базарова для характеристики процесса управления определены четыре основных типа задач (полезная информация про необходимые качества для управляющего). Сами эти задачи объединены общей логикой по принципу «от общего к частному».

Какие есть типы задач процесса управления?

  1. Управленческие задачи. Это наиболее обобщенный тип задач в данной модели. Они касаются стратегического планирования и изменения положения организации на рынке.
  2. Организаторские задачи. Это более конкретный уровень. Данные задачи связаны с проектированием бизнес процессов и организационной структуры.
  3. Административные задачи. Еще более конкретный уровень. Они связаны с планированием и распределением ресурсов в режиме функционирования.
  4. Задачи руководства. Это самый конкретный уровень. Они обеспечивают человеческий фактор: обучение, мотивирование, наставничество, регулирование конфликтов.

В связи с этими типами задач происходит деление на четыре командные роли.

Командные роли Т.Ю.Базарова

Управленец.

Его задачей является определение стратегических направлений развития организации и условий изменения данных направлений. Это требует от исполнителя определённых способностей: способность гибко переопределять свои цели и подходы, работать в ситуации неопределенности, ориентироваться на ситуацию максимального выигрыша.

Организатор.

Задача разработки мероприятий по достижению целей организации (деятельность в условиях развития). От исполнителя требуется четко видеть итоговый результат и проектировать этапы достижения  этого результата, но при этом он не должен уделять излишнего внимания деталям. Требуется способность оптимальным и непротиворечивым образом группировать функции, структурировать большие объемы информации, гибко учитывать ограничения при проектировании структур и технологий.

Рекомендуем ознакомиться:  Модель командных ролей Ицхака Адизеса

 Администратор.

Задача оперативного управления, поддержания бизнес-процессов и организационной структуры в режиме функционирования. От исполнителя требуется ориентация на стабильную деятельность, способность работать с большими объемами информации, оценивать затраты ресурсов, прогнозировать «временные» конфликты.

Руководитель.

Задача направления потенциала сотрудников, урегулирования вопросов, связанных с людьми (человеческим фактором). Данный тип задач требует от исполнителя авторитета и влияния в группе, способности сплачивать группу, умения вдохновить, пробудить трудовой энтузиазм. Так же очень важно умение анализировать социально-психологический климат, прогнозировать и урегулировать конфликты.

Оценка кадрового потенциала

Для оценки кадрового потенциала важно понять, какие управленческие роли доминируют в организации, а какие отсутствуют. Организация будет функционировать эффективно, если на высшем уровне корпоративного управления в ней будут представлены управленцы и руководители, на среднем уровне — администраторы и организаторы, а на низшем — руководители. Модель Базарова имеет две наиболее сильные стороны:

  • Она оснащена развитым психодиагностическим инструментарием. Это делает ее оптимальной для случаев, когда требуется оценить управленческий потенциал выборки или проранжировать сотрудников по их способностям к управленческой деятельности того или иного типа, а потом сформировать из них управленческую команду. Разработана технология  Центров оценки. Она состоит в том, чтобы в модельных ситуациях, типичных для выполняемой деятельности, пронаблюдать кандидата и выявить наличие или отсутствие у него необходимых для успешной работы качеств, дать описание его особенностей и сформулировать задачи на обучение.
  • Данная модель обладает простым и объединенным единой логикой описанием критических точек управления. Это позволяет использовать её для анализа системы управления организации в целом.

Данная модель позволяет сформировать команду, которая с высокой степенью вероятности справится с управленческими задачами различного типа. Но в то же время она не дает гарантии совместимости людей внутри команды, так как не учитывает особенностей характера членов команды.

Рекомендуем ознакомиться:  Плюсы и минусы работы по рекомендации знакомых
Оцените статью
Добавить комментарий

  1. Олег Кучеренко автор

    Повезло тем работникам, шеф которых удачно управляет ими, организовал дружный коллектив, поддерживает идеи своих подчиненных, умело гасит конфликты.

    Ответить