Модель управленческих ролей Т.Ю.Базарова

Модель управленческих ролей Т.Ю.Базарова — это отечественная альтернатива модели Марджерисона-МакКенна. Она очень тесно связана с моделью управленческой деятельности Г.П.Щедровицкого.

3 параллельно лежащих вида деятельности

  • Организация. Деятельность по превращению разрозненных, отдельно лежащих компонентов в системно-объединенную общность, которая в соответствии с законом неаддитивности приобретает некие новые качества, которых не было у каждого элемента в отдельности.
  • Руководство. Процесс побуждения работника к выполнению заранее установленных действий.
  • Управление. Деятельность по замысливанию и реализации изменений в организации.

В модели Базарова для характеристики процесса управления определены четыре основных типа задач (полезная информация про необходимые качества для управляющего). Сами эти задачи объединены общей логикой по принципу «от общего к частному».

Какие есть типы задач процесса управления?

  1. Управленческие задачи. Это наиболее обобщенный тип задач в данной модели. Они касаются стратегического планирования и изменения положения организации на рынке.
  2. Организаторские задачи. Это более конкретный уровень. Данные задачи связаны с проектированием бизнес процессов и организационной структуры.
  3. Административные задачи. Еще более конкретный уровень. Они связаны с планированием и распределением ресурсов в режиме функционирования.
  4. Задачи руководства. Это самый конкретный уровень. Они обеспечивают человеческий фактор: обучение, мотивирование, наставничество, регулирование конфликтов.

В связи с этими типами задач происходит деление на четыре командные роли.

Командные роли Т.Ю.Базарова

Управленец.

Его задачей является определение стратегических направлений развития организации и условий изменения данных направлений. Это требует от исполнителя определённых способностей: способность гибко переопределять свои цели и подходы, работать в ситуации неопределенности, ориентироваться на ситуацию максимального выигрыша.

Организатор.

Задача разработки мероприятий по достижению целей организации (деятельность в условиях развития). От исполнителя требуется четко видеть итоговый результат и проектировать этапы достижения  этого результата, но при этом он не должен уделять излишнего внимания деталям. Требуется способность оптимальным и непротиворечивым образом группировать функции, структурировать большие объемы информации, гибко учитывать ограничения при проектировании структур и технологий.

Рекомендуем ознакомиться:  Современные концепции распределения ролей в команде

 Администратор.

Задача оперативного управления, поддержания бизнес-процессов и организационной структуры в режиме функционирования. От исполнителя требуется ориентация на стабильную деятельность, способность работать с большими объемами информации, оценивать затраты ресурсов, прогнозировать «временные» конфликты.

Руководитель.

Задача направления потенциала сотрудников, урегулирования вопросов, связанных с людьми (человеческим фактором). Данный тип задач требует от исполнителя авторитета и влияния в группе, способности сплачивать группу, умения вдохновить, пробудить трудовой энтузиазм. Так же очень важно умение анализировать социально-психологический климат, прогнозировать и урегулировать конфликты.

Оценка кадрового потенциала

Для оценки кадрового потенциала важно понять, какие управленческие роли доминируют в организации, а какие отсутствуют. Организация будет функционировать эффективно, если на высшем уровне корпоративного управления в ней будут представлены управленцы и руководители, на среднем уровне — администраторы и организаторы, а на низшем — руководители. Модель Базарова имеет две наиболее сильные стороны:

  • Она оснащена развитым психодиагностическим инструментарием. Это делает ее оптимальной для случаев, когда требуется оценить управленческий потенциал выборки или проранжировать сотрудников по их способностям к управленческой деятельности того или иного типа, а потом сформировать из них управленческую команду. Разработана технология  Центров оценки. Она состоит в том, чтобы в модельных ситуациях, типичных для выполняемой деятельности, пронаблюдать кандидата и выявить наличие или отсутствие у него необходимых для успешной работы качеств, дать описание его особенностей и сформулировать задачи на обучение.
  • Данная модель обладает простым и объединенным единой логикой описанием критических точек управления. Это позволяет использовать её для анализа системы управления организации в целом.

Данная модель позволяет сформировать команду, которая с высокой степенью вероятности справится с управленческими задачами различного типа. Но в то же время она не дает гарантии совместимости людей внутри команды, так как не учитывает особенностей характера членов команды.

Рекомендуем ознакомиться:  Колесо команды Марджерисона-МакКена
Оцените статью
Добавить комментарий

  1. Олег Кучеренко автор

    Повезло тем работникам, шеф которых удачно управляет ими, организовал дружный коллектив, поддерживает идеи своих подчиненных, умело гасит конфликты.

    Ответить