М.Г.Ярошевский исследовал закономерности развития психологических знаний. Он выдвинул концепцию научной деятельности.
Единицей и основанием ее анализа является исследовательская программа, служащая консолидирующим началом коллективной деятельности ученых, которая реализуется путем распределения научных функций – ролей.
Это послужило основанием для разработки программно-ролевого подхода к исследованию научного коллектива. Общение ученых, обмен ими информацией, нельзя сравнивать с обменом какими-либо предметами. Когда люди обмениваются идеями, они все сразу становятся богаче: они могут оперировать как своими собственными мыслями, так и тем, что узнают от коллег.
Такой обмен, столкновение идей может привести к «вспышке гения», возникновению абсолютно новой мысли. Таким образом, информация, возникшая в научном общении, не может интерпретироваться только как индивидуальный продукт. Это очень важно с точки зрения рассмотрения науки как творческого процесса. В условиях коллективного творчества возникает научная дискуссия. Именно в ней осуществляется репльное движение научного познания.
Коллективный субъект научной деятельности
Научную группу, собравшую «под одной крышей», научную элиту в конкретной области знания, еще нельзя рассматривать в качестве коллективного субъекта научного творчества. Для того, чтобы малая группа стала чем-то большим, чем сумма ярких творческих индивидуальностей, для использования преимуществ совместной научной деятельности необходимо наличие единого субъекта.
Это возможно только при условии общегрупповой исследовательской программы. Исследовательская программа не задается группе извне, а сама зарождается в ходе творческих усилий руководителя группы или совместно, в кооперации руководителя и членов группы. Извне может ставиться лишь проблема. Совместная исследовательская программа включает в себя общий замысел групповой деятельности. Естественно возникает объективная необходимость во взаимодополняющих действиях сотрудников группы, т. е. в разделении предметных и организационных функций в рамках общегрупповой программы.
Программно-ролевой был разработан для анализа научной деятельности. Понятие о научно-исследовательской роли фиксирует место ученого в структуре исследовательского процесса. Научная роль — это специфический набор действий внутри научной деятельности, который данный сотрудник выполняет в данной группе лучше других, способность к которым у него ярче выражена по сравнению с другими членами группы. Основные научные роли выделены эмпирическим путем, хотя, видимо, с тем же успехом могли бы быть введены исходя из здравого смысла или теоретических соображений.
Научные командные роли Ярошевского:
- Генератор идей. Выдвигают новые идеи. Для данной роли необходимы такие личные качества, как гибкость ума, дивергентность мышления — быстрое и непринужденное нахождение большого числа решений задачи.
- Критик. Критическая оценка и проверка появившихся в команде новых идей. Психологическому облику критика свойственны стремление к упорядоченности, ясности, дисциплине; обостренное внимание к мелочам, воля и самоконтроль; отсутствие стремления к самовыражению
- Эрудит. Обеспечивают группу информацией, которая необходима для нормальной организации коллективного исследовательского процесса. Люди, тяготеющие к данной роли характеризуются большим запасом знаний в своей области, прекрасной памятью, знанием иностранных языков, склонностью к усложнениям. Они являются «живыми справочниками».
- Таким образом, основные научные роли привязаны к индивидуальным особенностям и, соответственно, к личностным типам ученых. Одновременно с этим они детерминированы логикой коллективного исследовательского процесса. В принципе, любой ученый одновременно выполняет все три эти функции, но всегда больше тяготеет к какой-либо одной из них.
Научные группы, в которых отсутствуют представители какой-либо из базовых научно-исследовательских ролей в целом менее продуктивны, нежели группы, в которых представлены все эти роли. Отсутствие любой из ее основополагающих ролей означает, что соответствующее звено исследовательского процесса или вообще выпадает, или сильно урезается: группе не хватает информации, свежих идей или критичности, что препятствует полноценному развитию процесса исследования.
Чем выше ролевое разнообразие группы, тем она продуктивнее. Так же обнаружился феномен «ролевой конкуренции»: ученые вынуждены бороться за собственную роль с коллегами, которые могут тоже стремиться к занятию определенной роли. Таким образом, ролевая структура любой научной группы формируется в результате взаимодействия ролевых притязаний ее членов, обусловленных их личностными особенностями.
На наш взгляд, данная модель является достаточно узко специализированной. За счет этого невозможно ее повсеместное использование. Если бы в научных коллективах была возможность использования этой модели целенаправленно, это могло бы оказать положительный эффект на решение научных проблем.
Мало кто из ученых обращал свое внимание именно на научные команды.