Что такое конструктивная критика

Человеку на протяжении всей жизни приходится общаться с большим количеством самых разных людей, начиная от членов семьи и заканчивая коллегами и начальством на работе.

От многих мы не раз слышали критику в свой адрес, однако, стоит знать, что некоторые из них критикуют вас из благих целей.

Какие бывают виды критики?

Относительно пользы можно выделить два вида критики: конструктивную и деструктивную.

Деструктивная критика, направлена исключительно на унижение одного человека другим. Она всегда необоснованна, критикующий человек, может сильно обидеть другого человека. Не всегда это делается специально, чаще всего необоснованную критику можно услышать даже от родителей, в моменты, когда их чадо окончательно вывело их из себя или от человека, которому вы просто надоели в силу определенных обстоятельств, возможно, он даже не хотел вас обидеть специально. Даже в детстве неосторожно брошенное слово может навсегда остаться в памяти ребенка. Например, мать может в приступе злобы сказать своей стройной дочери «ты слишком полная», и та непременно всю оставшуюся жизнь будет пытаться соответствовать «эталонам красоты» матери. Это тоже критика, только деструктивная.

Конструктивная критика на первый взгляд мало чем отличается от деструктивной, однако, она не несет в себе разрушительной силы. Конечно, как и в первом случае, один человек говорит не совсем приятные вещи другому, но делает это для того, чтобы тот понял свои ошибки. Об этом виде критике мы расскажем более подробно.

Отличительные особенности конструктивной критики

Чаще всего конструктивную или объективную критику можно услышать от коллег или начальника, от близких вам людей: семьи и друзей. Как правило – это люди, которые неравнодушны к жизни или работе критикуемого человека. Они не ставят своей целью, как в первом случае, унизить или оскорбить человека, а всего лишь хотят ему помочь дельным советом. Так начальник может указать на ваши ошибки, чтобы вы не совершали их в будущем.

Рекомендуем ознакомиться:  Как разрешить конфликт в свою пользу

Нередко, к только что устроившемуся работнику приставляют наставника, его задача научить нового сотрудника правильно выполнять обязанности. Если у него нет личной неприязни, то выявив какие-либо огрехи в его работе, он должен непременно о них рассказать новичку. Это и есть конструктивная критика. Давайте теперь, рассмотрим разные ситуации.

Примеры

  1. Если критикуете вы, каких правил необходимо придерживаться? Для начала, хорошо подумайте, достаточно ли у вас знаний или опыта, чтобы критиковать человека. Например, ваш знакомый начинающий дизайнер разработал и пошил женское вечернее платье. Вам по какой-то причине оно не понравилось, но так как у вас нет образования портного или швеи, вы не сможете правильно указать на ошибки. В этом случае можно лишь высказать мнение человека, который может купить или не купить это платье. Вы можете высказаться следующим образом по этому поводу: «Знаешь, мне нравиться это платье, но если ты изменишь вот эту деталь, я его точно куплю!».
  2. Если вы решили, что компетентны в вопросе, по которому будете критиковать собеседника, важно знать — конструктивная критика должна начинаться с приятных слов или похвалы и заканчивать желательно тоже ими. Это настроит вашего собеседника на положительный лад и смягчит удар. К примеру, вы начальник и вам необходимо отчитать провинившегося сотрудника за невыполнение или снижение плановых показателей. Чтобы окончательно, не выбить его из колеи, вы не должны критиковать его очень строго, а вселить в него уверенность и помочь поверить в себя, это улучшит результаты его работы. Вот пример конструктивной критики: «Иван, вы всегда были очень хорошим сотрудником и выполняли все плановые показатели, однако, в этом месяце они почему-то резко пошли вниз, чтобы исправить ситуацию, предлагаю поработать сегодня внеурочно. Благодаря этому мы сможем исправить ваше положение».
  3. Критиковать нужно не человека, а его поступки или поведение. В беседе не допускается применять негативную характеристику по отношению к критикуемому. На работе тем более нельзя переходить наличности, необходимо соблюдать дистанцию и сохранять уважительный тон. Это золотое правило конструктивной критики.
  4. Нужно дать возможность критикуемому человеку оправдаться. Любому человеку будет неприятно, если кто-то укажет ему на ошибки или промахи, поэтому некоторые постараются найти им оправдание. Это нормальная защитная реакция, возможно, есть обоснованная причина, из-за которой человек не смог хорошо что-то сделать и поступил именно так. Дайте собеседнику возможность вам о ней рассказать.
  5. Если вы решили раскритиковать кого-то, будьте готовы предложить свои пути решения, кроме всего прочего их еще нужно обосновать и доказать собеседнику, что поступить необходимо именно так, как вы говорите.
  6. При необходимости вы должны уметь признавать свои ошибки. Будьте готовы, что у вашего собеседника найдется более весомый аргумент и вам придется согласиться с его поступком или решением. Не всегда вам могут быть ясны его мотивы, поэтому нужно быть готовым к конструктивному диалогу.
  7. На протяжении всего разговора нужно вести себя корректно, не переходить на личности и уважительно относиться к собеседнику. Не нужно повышать голос, унижать или насмехаться над ним.
Рекомендуем ознакомиться:  Как не быть скучным

В каких случаях не стоит критиковать?

Итак, теперь вы знаете, как правильно критиковать человека, следующий шаг — нужно разобраться, когда можно это делать. Для начала, проанализируйте свое поведение, а не поступаете ли вы также в обычной жизни. Согласитесь, странно следовать совету курящего, бросить эту вредную привычку, который сам ежедневно выкуривает полпачки сигарет.

Имейте в виду, что если вы не являетесь начальником человека, которого собираетесь критиковать, то и он не обязан принимать вашу критику и наоборот. Критика – это субъективное мнение критикующего человека, она может быть несправедливой. Кроме того, всегда стоит оценивать ситуацию правильно, насколько дело, вообще, вас касается. Вы можете раскритиковать человека, дать правильный совет, но он не обязан принимать эту информацию к сведению. Например, если ваш знакомый собирается делать в своей квартире ремонт и делится с вами планами, вы считаете, что он в чем-то неправ и рекомендуете ему поступить по-другому. В этом случае стоит иметь в виду, что у вас с другом могут быть разные вкусы, он может не прислушаться к вашему мнению.

Только на работе от своих подчиненных вы вправе требовать исполнения ваших замечаний, ведь от них зависит результат вашей работы. Однако и здесь важно уважительно общаться с собеседниками. Такое отношение будет залогом здоровой атмосферы в коллективе. Не забывайте, что они тоже люди со своим мнением и хотят, чтобы их тоже слышали.

Что касается ваших детей, конструктивная критика, конечно же, должна быть по отношению к ним, однако, стоит иметь в виду, им необходимо формировать собственный жизненный опыт. Поэтому, если вы заранее знаете, что негативный результат будет минимальным, не стоит их критиковать, дайте им возможность «наступить на свои грабли». Вы всегда должны мысленно продумывать ситуацию, главное, чтобы был положительный результат – это и есть смысл конструктивной критики.

Рекомендуем ознакомиться:  Коммуникативная психология
Оцените статью
Добавить комментарий