Как мотивировать себя на успех?

В современной психологии ряд исследователей обратили пристальное внимание на анализ  мотивации (от лат. moveo – двигаю) в деятельности человека. Изучение мотивации (сознание человека как субъекта доминирует над его деятельностью, субъект определяется осознанными «стремлениями» - сознательными поступками)  рассматривает отношение человека ко всем родам деятельности, соотносящимися с критерием оценок «хорошо»  -  «плохо», «успешно»  -  «неудачно».

В психологическом контексте мотивация – это психические процессы (эмоции), стимулирующие те, или иные действия, сопряженные с социальной констатацией личных успехов; то, что является глубинной основой образа действий человека, его поступков. Упрощенно это можно прорисовать в виде несложной «цепочки»: потребности и желания способствуют появлению мотивации, благодаря чему человек совершает действие для достижения необходимых потребностей и желаний.

Какая бывает мотивация?

По форме мотивации людей условно можно подразделить на две группы:

  • расположенные на стремление к успеху,
  • настроенные на избежание неудач.

Для группы людей, мотивированно стремящихся к успеху, характерно:

  • желание видеть все с хорошей стороны,
  • умение сконцентрироваться на пути к цели,
  • способность к оправданному риску,
  • нестандартность и оригинальность мышления,
  • стремление победить невзирая не на что.

Следует учитывать, что этой категории свойственно совершать многочисленные ошибки по пути «напролом» к цели.

Для группы людей, мотивированно избегающих неудач, характерно:

  • максимальное стремление к безопасности,
  • настрой «не проиграть» ( в словах «не проиграть» и «выиграть» - различная психологическая установка).
  • стремление исключить рискованные обстоятельства,
  • детальная продуманность действий по плану,
  • аккуратность и тщательная методичность в работе,

Это категория консерваторов, им не свойственно добиваться успеха любой ценой, главное - выполнить обязательства без ущерба для самих себя.

Пояснить подобное разделение можно сильно упрощенным примером. Два человека на работе безуспешно ковыряют лопатами промерзшую землю: один - с оптимистической надеждой получить месячную премию, другой - с недобрым предчувствием нагоняя от дурака начальника.

Следует еще раз обратить внимание на условность разделения видов мотивации: в реальности они «переплетены» и  проявляются в зависимости от возникших ситуаций. Так, заболевший человек с преобладающей мотивацией на  избежание неудач будет заниматься лечебной гимнастикой с мотивацией на успех практикуемой терапии…

Качественная сторона действий человека обусловлена влиянием двух форм мотиваций – стремлений к успеху и избеганий неудач; при этом оптимальным считается «средний» уровень мотиваций, поскольку при высоком, или низком уровнях качество работы резко падает.

Два типа мотивации: внешняя и внутренняя.

  • Внешняя мотивация формируется внешними причинами и дает внешнюю оценку успешности человека.
  • Внутренняя мотивация формируется исключительно внутри личности человека – это самоактуализация человека; действие производится как результат самореализации, а не как средство достижения внешних благ. Это высший уровень в категории потребностей.

Развитие мотивации на достижение успеха

Можно использовать следующие приемы, которые помогут Вам добиться успеха:

  • Визуализация мечты («виртуальная», мысленная концентрация на вожделенном, игра воображения).
  • Стимуляция награждением (самопоощрение даже за самые малозначительные успехи).
  • Аффирмация (самовнушение методом повторения краткой положительной фразы с местоимением «Я», например: «Я успешен и богат».
  • Чтение историй о личных успехах, посещение семинаров и тренингов.

Казалось бы - все не так сложно и легко выполнимо… Однако для большинства методика не срабатывает. В реальной жизни человек оказывается более «сложным» существом с неповторимыми личными, самобытными чертами. И призывы сторонников поп–психологии «вернуться на путь успеха», усилить мотивацию («трудно даже представить сколько людей остановилось в шаге от реализации своей мечты…») остаются тщетными.  

Что бы понять, почему происходит именно так, вернемся к рассмотрению методик повышения мотивации:

Визуализация мечты

Если вожделенное действительно близко «по духу», то поставленная цель и является основой жизни человека. К чему тогда дополнительная мотивация? «Самонастрой» на цель происходит автоматически.

Если же желаемое близко «по духу», а поставленная цель несбыточна – налицо ошибка в выборе цели. К чему теперь дополнительная мотивация?

Пояснить сказанное можно сильно упрощенным примером: музыкант - скрипач - готовится дать сольный концерт и с удовольствием учит сложнейшие произведения Н.Паганини - цельявляется основой жизни; человек любит слушать музыку Н.Паганини и вот, в свои 93 года, он покупает скрипку в надежде научиться виртуозно играть его произведения - ошибка в выборе цели.

Стимуляция награждением.

«Самонаграждение» чревато убийством всякой мотивации: зачем куда–то еще стремиться, если можно себя ублажать. Целесообразней было бы посоветовать поработать над самооценкой, над верой в себя (через «тернии» - к мечте, к звездам!..).

Аффирмация.

Самовнушение действительно способствует настрою на позитивное видение мира. Но почему-то, при этом, совсем ничего не говориться о том, как то жевидение мира формируют реальные поступки человека, его дела.

Чтение историй о личных успехах, посещение семинаров и тренингов.

Изучение чужой успешной истории способно поднять мотивацию, но на очень короткое время.

На тренингах прорабатывается лишь имитация реальных ситуаций и поступков – по сути, это сеанс массового самовнушения.

Как это не удивительно, но западная прикладная поп–психология с ее аргументированным арсеналом «практик» на деле оказывается «штукой» малонадежной, неэффективной. И околонаучной: поп–психология имеет очень отдаленное отношение к научной психологии - как научно-популярная тонюсенькая брошюрка о Теории Относительности к трудам А. Энштейна… Это просто бизнес, дорогой и очень хорошо «мотивированный»…

Полезные советы для достижения успеха

  1. Нужно четко определить свои жизненные требования: где работать, чем заниматься, сколько зарабатывать, сколько иметь свободного времени; понять смысл своей жизни… Внимательно сопоставить реальное с желаемым и решить, нужна ли дополнительная мотивация.
  2. Если дополнительная мотивация необходима, следует внимательно проанализировать само представление о «успехе». Правильно обозначенная цель сама является источником мотиваций, желаний действовать, творить, жить.
  3. Результативной может быть только внутренняя мотивация. «Техники» мотиваций от поп-психологии – лишь внешние, отвлекающие внимание, красивые игрушки.
  4. Прочитав о двух формах мотивации (стремление к успеху и избегание неудач), не стоит немедленно браться за «самокоррекцию». В мотивациях проявляются личностные черты человека, «скроив» себе новую «рукотворную» личность a`la «человек-успех» можно получить серьезные психологические осложнения. Гораздо полезней было бы провести качественный самоанализ, понять свои «свойства» и «выгоды», успешно использовать свои преимущества и сглаживать свои недостатки.
  5. Анализируя себя следует обратить внимание на внутренние, душевно-духовные потребности. Понять, нужна ли внутренняя мотивация несколько сложнее. Большинство людей проживает жизнь «как все», так и не преодолев общий уровень обывательщины и поп-(без)культурщины («Меня учили просто жить в давно расчерченном квадрате привычных форм…»). А ведь это внутренняя неудача «нераскрывшейся» личности…​

В научной психологии известен синдром «второкурсника» у студентов медицинских ВУЗов (внезапно они обнаруживают у себя целые комплексы не существующих реально заболеваний). Это свойство психики человека: проблема возникает тогда, когда мы о ней узнаем.

В психологии все намного сложнее. Диагностировав «проблему», человек способен причинить себе вред уже только одним повышенным вниманием к ней. Потому так важно научиться внимательно, с «холодной головой» рассматривать (подвергать анализу) свою жизнь, контролировать эмоции, чувства и желания…

Полезные материалы


Оставьте комментарий