Советы психолога, что делать родителям, если ребенок гиперактивный

Многих родителей интересует вопрос: чем отличается синдром гиперактивности от обычного развития ребенка. Все дети в раннем возрасте отличаются непостоянством, непоседливостью и повышенной активностью. Так, когда же следует бить тревогу?

Что такое синдром гиперактивности?

Зачастую шумных, непоседливых, невнимательных, непослушных детей, свойственных определенному типу личности, не оправдано относят к категории гиперактивных. Но такой диагноз может поставить только специалист с последующим обязательным медикаментозным лечением и психологической коррекцией.

Как правило, первые симптомы гиперактивности, которые в большинстве случаев сочетается с дефицитом внимания, появляются в возрасте двух-трех лет. Но наибольшее количество обращений за помощью к специалистам происходит в 6—8 лет. Это связано с активной подготовкой детей к школе, где и проявляется весь симптомокомплекс гиперактивности и дефицита внимания.

Так что же это такое? Синдром дефицита внимания и гиперактивность, сокращенно СДВГ, представляет собой нарушение функций центральной нервной системы, проявляющееся в расстройстве концентрации внимания и повышенной двигательной активностью.

Виды СДВГ

На сегодняшний день выделяют:

  1. Гиперактивность без нарушения внимания;
  2. Нарушение внимания без гиперактивности;
  3. Гиперактивность с нарушением внимания.

Наиболее часто встречается последний вариант, когда у ребенка наблюдается сочетание двух предыдущих.

Как понять, что ребенок гиперактивный?

Для того чтобы разобраться является ли ребенок гиперактивным необходимо знать основные симптомы этого синдрома, которые проявляют не менее 6 месяцев подряд.

  1. Первые проявления СДВГ можно наблюдаются у новорожденного. Такие дети очень чувствительны к внешним раздражителям. Они пугаются яркого света, громких звуков, плохо спят, капризничают без явной причины.
  2. На первом году жизни движения малыша долго имеют хаотичный, неосмысленный характер. Ребенок кажется неуклюжим. Развитие речи опаздывает по сравнению со сверстниками.
  3. Затяжной кризис трех лет, адаптация ребенка в детском саду, что увеличивает физические и психологические нагрузки на организм ребенка, приводит к усилению проявления симптомокомплекса гиперактивности. Такие дети не могут выполнять точные просьбы воспитателя, удерживать внимание на одном предмете, долго сидеть на месте. Главная задача родителей и воспитателей в этот период вовремя заметить, распознать и помочь малышу справится с этим расстройством.
  4. Значительное ухудшение в поведении, невнимательности проявляется у ребенка при посещении подготовительных занятий перед школой. В этот период происходит наибольшее количество обращений к психологам за помощью и для коррекции. Дети в этот период быстро переутомляются. Их эмоциональное развитие запаздывает и проявляется в негативизме, упрямстве, вспыльчивости. Они сложно и долго выстраивают взаимоотношения с другими детьми. Часто конфликтуют. Самооценка занижена. Успеваемость низкая даже при высоких показателях интеллекта. Они часто допускают нелепые ошибки из-за невнимательности. Постоянно отвлекаются на посторонние раздражители. Не могут усидеть на месте, ходят по классу. Не реагируют на замечания взрослого.
  5. После 7—8 лет синдром приобретает ярко выраженные симптомы. Успеваемость низкая. Невнимательность, неусидчивость, неспособность выслушать или прочитать до конца задание, не доведение начатых дел до завершения, забывчивость, отстраненность, сменяющаяся импульсивностью.
Рекомендуем ознакомиться:  Как грамотно распланировать подготовку к ЕГЭ?

Почему возникает эта проблема?

Гиперактивность у ребенка проявляется в следствии незрелость коры головного мозга, что приводит к неспособности ребенка адекватно распознавать внешние сигналы. От этого ребенок становится беспокойным, невнимательным, раздражительным, суетливым. Причин возникновения СДВГ достаточно много, основные из них:

  • Наследственный фактор;
  • Осложнения во время беременности и родов, родовые травмы;
  • Ушибы, травмы головы, тяжелые заболевания в раннем детстве;
  • Социальный фактор.

Учеными доказано, что это расстройство может передаваться по наследству. Шансы расстройства внимания и гиперактивности возрастают в несколько раз, если в семье у кого-то из близких родственников в детстве наблюдалось это заболевание.

Неправильный образ жизни, несоблюдение диеты, злоупотребление алкоголем, курение, принятие сильных лекарственных средств, женщины, особенно на ранних сроках, во время беременности, когда идет основное формирование головного мозга ребенка. Осложненные роды, асфиксия у новорожденного, перинатальная энцефалопатия, кесарево сечение и родовые травмы в 60% от всех случаев вызывают в дальнейшем развитие дефицита внимания и гиперактивность у ребенка. Не меньшую роль играют травмы и ушибы головы, тяжелые инфекционные заболевания, перенесенные в раннем детстве. А неблагополучная обстановка в семье негативно сказывается на развитии ребенка в целом и усугубляет ситуацию еще больше.

Способы и методы коррекции гиперактивности

Эффективным методом коррекции гиперактивности, в зависимости от выраженности симптомов, является самостоятельные занятия с ребенком либо профессиональная помощь психолога. Она направлена на выработку усидчивости, постепенно усложняя и продлевая время выполнения различных задач, развитие произвольного внимания посредством различных методик и тестов. Коррекция и развитие эмоций малыша.

Если диагноз СДВГ ставит невролог или психиатр, то ребенку назначается медикаментозное лечение, на основании длительного и тщательного обследования. Если у истоков этого расстройства стоят проблемы в работе головного мозга и его коры, то правильно подобранное лечение специалистами и выполнение всех рекомендаций могут полностью избавить ребенка от этого недуга.

Рекомендуем ознакомиться:  Как научить ребенка пользоваться часами и понимать время

Советы родителям

Развитие ребенка напрямую зависит от родителей. И если от независящих причин у ребенка обнаружено расстройство внимания и поведения, то правильные и своевременные действия могут значительно помочь ребенку.

Организованный распорядок дня, дисциплина, распределение нагрузки на день, полноценный отдых, повышение самооценки, здоровое питание значительно улучшат работоспособность ребенка. Детям, страдающим СДВГ, необходимо уменьшение нагрузки на нервную систему посредством исключения длительного просмотра телевизора и компьютерных игр, ограждение от нервных потрясений.

Если не получается самостоятельно справиться с этим расстройством не следует бояться обращаться за помощью к специалистам, четкое и правильно выполнение их инструкций обеспечат быстрое выздоровление.

Оцените статью
Добавить комментарий

  1. Олег Кучеренко автор

    Я считаю, что тут правильно специалиста найти, который поможет. Нам повезло, попали к грамотному неврологу, посещаем кружок юных техников-очень нравится сейчас ребенку. хотя вначале вообще не желал туда идти. ещё в начале лечения пантокальцин пропили, тоже думаю он сыграл всё-таки свою роль.

    Ответить
  2. Олег Кучеренко автор

    нам посоветовали витамины с глицином и мелиссой, пропили мишей эваларовских «спокойствие» — результат мне понравился. Состав там хороший: глицин, магний, мята и тд, все натуральное

    Ответить
  3. Олег Кучеренко автор

    У меня двое детей и оба с СДВГ (мальчик и девочка). Со старшей много было упущено, сейчас приходится заниматься в группе психологической и посещать периодически невролога. С младшим у нас строгий распорядок дня и дневной сон. Чётко обозначаемые границы дозволенного.

    Ответить
  4. Олег Кучеренко автор

    У меня три внука и две внучки .И надо же было такому случиться — внуки очень спокойные и усидчивые , а вот внучки такие заводные и неугомонные .Они обе рождены после операции кесарево сечение .Сейчас они еще небольшие и у них активность зашкаливает .Можно за секунду увидеть как одна внучка повисла на дереве кверху ногами , а другая на самой макушке , на тоненькой веточке сидит и улыбается .Когда успевают только .Конечно таких детей надо организовывать , давать выход их эмоциям и конечно чем то постараться увлечь .Крестиком они вряд ли будут вышивать спокойно сидя , а вот в спорт смело можно отдавать таких детей .Самое тяжелое таким детям — успокоиться хотя бы на пять минут и конечно сон для многих является проблеммой .Когда организм возбужден нжно время , чтобы усплокоиться !

    Ответить
  5. Олег Кучеренко автор

    Вообще если такой ребенок, то его лучше отдать в спортивную секцию, особенноесли это мальчик. Девочку тоже можно на танцы отдать.

    Ответить
  6. Олег Кучеренко автор

    Моему сыну сейчас 4.5 года. С самого его рождения думала, что мой ребенок гиперактивный,потому как в сравнении с другими детьми о та еще егоза. Но сейчас прочитав статью, поняла, что от гиперактивности у нас только несколько признаков, и поразмыслив поняла, что неусидчив он только с нами дома, а вот в детском саду все нормально. Надеюсь, что эта «проблема» только а моей голове и у меня ребенок с нормальным поведением.

    Ответить
    1. Айжан

      Я тож так думала….но советую сходить к врачу….

      Ответить
  7. Олег Кучеренко автор

    У моего сына гиперактивность в сочетании обоих признаков. Он совершенно неусидчив. Заниматься было почти невозможно заставить. Он постоянно в движении. Причиной послужила травма мозга при рождении. Но не смотря на это он учится на отлично.Мы нашли выход без лекарств. При таком раскладе не нужно считать ребенка больным.Это не болезнь.Это активность.И поэтому не нужно пытаться заставить ребенка сидеть.Наоборот надо дать выход этой энергии. Мой сын ходит на теквондо и на плаванье.При этом он дополнительно изучает английский язык и успешно перешел в пятый класс.

    Ответить