Как приучить ребенка самостоятельно делать домашнее задание

Чем обычно пугают родителей, чьи дети только собираются в первый класс? Правильно, выполнением домашнего задания.

И действительно, очень часто встречается ситуация, когда умный и развитый ребенок, который не ленится в магазин сходить или в комнате прибраться, вдруг отказывается делать уроки. Почему так происходит и как поступать в таких случаях родителям?

Проблема с выполнением домашнего задания, даже совсем простого, может появиться в любом возрасте. Одни дети могут начать упрямиться в этом вопросе уже через месяц после того, как пошли в первый класс, а другие – спустя несколько лет примерной учебы. Какие причины способствуют появлению этой проблемы и как с ними справиться?

Усталость

Бывает, что ребенок хорошо учится и успевает не только делать домашнее задание, но и посещать кружки и секции. Однако чем младше школьник, тем сложнее ему выдерживать такие нагрузки: в первом классе дети зачастую утомляются от одной только школы, не говоря уже о дополнительных занятиях. При таком ритме велик риск, что скапливающаяся усталость приведет к потере интереса к учебе, невнимательности, неусидчивости.

Первое, что следует предпринять в таком случае – это снижение нагрузки. Конечно, каждый родитель надеется вырастить из своего ребенка умную и разносторонне развитую личность, однако не стоит испытывать нервную систему школьника, отдавая его на плавание, иностранный язык и рисование одновременно.

Страх ошибиться и поднятым на смех одноклассниками

Ребенок может бояться допустить ошибку и быть поднятым на смех в коллективе. Особенно это касается детей, имеющих за плечами подобный негативный опыт. Боязнь оказаться в глупом положении может быть настолько велика, что это мешает сосредоточиться и задействовать свои способности и знания при выполнении домашних заданий или самостоятельных работ в школе.

Рекомендуем ознакомиться:  Как правильно учить детей разговаривать

Постарайтесь создать условия для того, чтобы ребенок поверил в свои силы. Хвалите его за правильно выполненные задания, даже если это произошло не с первого раза. Если ребенок чем-то увлекается вне школы, поддержите его. Достижение успехов в других сферах придаст ему уверенности в себе, что скажется и на школьном обучении.

Желание привлечь к себе внимание

Иногда ребенок может отказываться от выполнения уроков и для того, чтобы привлечь к себе внимание. Такое поведение обычно свойственно детям, которые чувствуют себя покинутыми по разным причинам: родители реже обнимают и целуют по сравнению с прошлыми годами; в семье появился младенец, и все внимание теперь достается ему и т. д.

В таких ситуациях ребенок с хорошим поведением не может привлечь к себе родительского внимания. Зато стоит только сделать что-то неправильно, как оба родителя сосредотачиваются только на нем. При этом ему неважно, что его ругают, а не хвалят. Главное – он наконец-то в центре родительского внимания. А что еще может вызвать такой интерес к ребенку, как не отказ от выполнения домашнего задания?

В таких случаях необходимо честно проанализировать свои отношения с ребенком. Как давно вы говорили с ним по душам? Не боитесь ли вы лишний раз приласкать или обнять его под предлогом, что он разбалуется? Старайтесь чаще показывать ребенку, что он вам дорог, проводите больше времени вместе, чаще общайтесь дома и на улице. Постарайтесь выкроить хотя бы 20-30 минут своего времени для того, чтобы не отвлекаясь на домашние дела или домочадцев, спокойно пообщаться с ним, например, перед сном.

Особенности развития познавательной сферы

Возможно, ваш ребенок не справляется с усвоением нового материала до конца и домашние задания для него объективно слишком сложны. Если это так, то попытки надавить на него будут встречены еще большим упрямством.

Рекомендуем ознакомиться:  Как научить ребенка пользоваться часами и понимать время

В таких случаях следует, не откладывая, посетить психолога, который проведет диагностику познавательной сферы ребенка и определит уровень развития мышления, речи, внимания, памяти, интеллекта. По результатам исследований специалист подберет развивающие занятия, которые помогут ребенку наверстать упущенное.

Отсутствие мотивации

Отсутствие мотивации и как следствие лень и равнодушие к результату. Бывает и так, то ребенку просто неохота возиться с уроками. Он не видит смысла в учебе, не понимает, зачем на нее нужно тратить столько времени. Уроки, если удается заставить ребенка приняться за них, делаются кое-как, с расчетом на то, чтобы родители поскорее отвязались.

Объясните ребенку, для чего нужно выполнять домашнее задание. Скажите, что школа – это первый «офис», а уроки – важная работа ученика и чем старше и умнее становится ученик, тем более сложную работу он может выполнять.

Попробуйте дать ребенку немного самостоятельности, это поможет пробудить у него чувство ответственности за свои поступки. Предложите ему составить график выполнения уроков с учетом его мнения. Скажите, что доверяете ребенку, т. к. он уже не малыш и сумеет правильно распланировать свое время.

Придайте скучному и нудному процессу выполнения домашнего задания элемент соревнования и игры. Начисляйте за каждый выполненный без напоминаний урок определенное количество баллов, а за неоднократные понукания, наоборот, списывайте их. Записи ведите на листке бумаги, который можно повесить на видном месте. В конце недели подсчитывайте общее количество баллов и выдавайте ребенку заслуженный приз: игрушку, поездку в парк, поход в кино или просто что-нибудь вкусненькое.

Уроки – головная боль многих родителей. Чтобы изменить отношение ребенка к их выполнению может понадобиться довольно много времени. Придерживаясь выбранной стратегии будьте последовательны, спокойны и терпеливы, и тогда результат вас не разочарует.

Рекомендуем ознакомиться:  Как научить ребенка таблице умножения?
Оцените статью
Добавить комментарий

  1. Олег Кучеренко автор

    Зачастую ребенку сложно учиться, потому что нет интереса и мотивации, это было правильно отмечено в статье. Многие проблемы могут появиться еще и по тому, что ребенка начинают учить чему-то, что ему непонятно. Например, он еще по-русски не научился писать и читать, а его уже заставляют учить английский алфавит. У ребенка происходит дисбаланс, он не понимает, для чего все это ему нужно. Конечно, ему неинтересно.

    Ответить
  2. Олег Кучеренко автор

    Домашние задания в игровой форме очень действенны. И ведь именно через игру мы начинаем познавать мир. Кстати, для взрослых такой совет тоже актуален. Помню, будучи студентами, мы получили от преподавателя совет воспринимать весь процесс учебы как один большой квест. И знаете, помогло!

    Ответить
  3. Олег Кучеренко автор

    Когда я училась в школе, то мама каждый день мотивировала делать домашнюю работу разными мелкими приятными наградами. Например, говорила, что если справлюсь с заданиями за час, то получу киндер-сюрприз. Или новую книжку. Или набор цветных ручек. В таком вот духе. Срабатывала ее тактика на ура. А когда я заканчивала с заданиями, она приходила, садилась со мной и проверяла все ли верно сделано и объясняла, где я допустила ошибку.

    Ответить
  4. Олег Кучеренко автор

    Полностью согласна, с одной из причин отказа делать самостоятельно домашнее задание ребенком, для того что бы привлечь внимание взрослых. У нас в семье была аналогичная проблема: старший только пошел в первый класс, когда младшему было всего несколько месяцев и он требовал к себе много внимания. Старший ревновал и бунтовал! Укладывала младшего в обед и эти два-три часа его сна, вместо того, что бы делать домашние дела, мы делали со старшим уроки. Правда продолжалось это месяца два-три, я вела со своим старшеньким беседы, он меня все-таки понял и все само собой нормализовалось!

    Ответить