Как заставить ребенка слушаться с первого раза

Проблема непослушания становится актуальной в тот или иной возрастной период практически для всех родителей: в одной семью пытаются приструнить трехлетнего карапуза, в другой – десятилетнего сорванца, а в третьей – подростка.

Пытаясь заставить детей выполнить нашу волю, мы тратим много энергии, сил и нервов как себе, так и детям.

Что делать в такой ситуации? Можно ли научить ребенка слушаться с первого раза?

Почему дети не слушаются родителей?

Чтобы решить какую-либо проблему, первое, что нужно сделать – выявить ее источник и начинать работу над ним, в противном случае поток трудностей не прекратится.

Дети 2-4 лет

В течение первого и второго года жизни родители чаще всего разрешают своим детям очень многое. Обязанностей у крохи нет, в садик, где к его поведению предъявлялись бы определенные требования, большинство детей такого возраста не ходят. Так в первые годы жизни формируется модель поведения, в соответствии с которой можно все.

Затем наступает более сознательный возраст, 3-4 года, когда привычное поведение становится, по непонятным для ребенка причинам, недопустимым: то, что было можно вчера, сегодня запрещено. Однако взять и сразу поменять свое поведение малыш не может. Добавьте сюда возрастной кризис 3 лет, когда дети начинают впервые проявлять самостоятельность и волю, и можно окончательно понять, из чего складывается причина непослушания в этом возрасте.

Как вести себя родителям?

  1. Помнить, что источником возникновения проблемы являются они сами – это поможет держать свои эмоции под контролем и не кричать на детей.
  2. Отказаться от жестких методов воспитания, т. к. в этом случае они сломают волю своего ребенка либо вызовут с его стороны волну открытого неповиновения.
Рекомендуем ознакомиться:  Как научить чтению ребенка 6 лет и младше?

С детьми до 2-х лет нужно уметь стоять на своем, если вы решили запретить что-либо. Не стоит делать послаблений в этом вопросе, разрешая что-то запрещенное «на 5 минут» или «чтобы отвлекся, пока я ужин готовлю». Не ругая малыша за попытки саботажа ваших запретов, постарайтесь увлечь его другим видом деятельности, например, игрой.

Ближе к 3 годам у детей начинают формироваться самостоятельность, воля, целеустремленность. Здесь опять же недопустимы жесткие авторитарные меры родительского воздействия. Нужно найти определенный баланс в своих действиях, который позволит избежать вседозволенности, не оказывая давления на психику малыша.

Не окружайте ребенка запретами, дайте ему возможность проявить свою волю в одних вопросах, и тогда будет легче добиться его послушания в других.

Дети 5-8 лет

Если в раннем возрасте причина непослушания кроется в основном в ошибках родителей, то в 5-8 лет ее можно найти в различных сферах жизни детей.

  1. Дезориентация ребенка в предъявляемых ему требованиях. Кроме родителей, он должен слушаться воспитателей или учителей, придерживаться правил, установленных в образовательных учреждениях, искать пути взаимодействия с окружающими его детьми и взрослыми. Что правильно в одном случае становится нежелательным в другом, что может внести сумятицу в мысли ребенка и, соответственно, отразиться на его поведении.
  2. Развитие навыков и умений, овладение новыми знаниями. Чем больше знает и умеет ребенок, тем больше ему чего-то хочется. Если родители в силу определенных причин запрещают желаемое, возможно проявление его естественной реакции – желания делать все на зло.
  3. Ошибки воспитания, плавно вытекающие из ситуации, описанной в предыдущем подразделе. Ребенку все разрешается не только до 1-2 лет, но и в более старшем возрасте, и лишь когда он становится вполне сознательной и самостоятельной личностью, родители вдруг с ужасом замечают, что их любимое дитя совершенно не желает слушаться.
Рекомендуем ознакомиться:  Как приучить ребенка самостоятельно делать домашнее задание

Рекомендации родителям

Результат решения проблемы непослушания зависит от правильного определения ее причин и воспитательной стратегии родителей. От авторитарных способов воспитания нужно отказаться: ребенок – это личность со своей индивидуальностью, восприятием мира, ценностями, с которым нужно считаться. Пытаясь склонить его к нужной модели поведения насильно, вы рискуете сломить его волю либо вызвать в нем отторжение.

Обращаясь к ребенку, проявляйте терпение. Вполне вероятно, он игнорирует ваши требования не по причине скверного характера. Дети до 12-14 лет могут не слышать обратившегося к ним взрослого, будучи чем-то увлечены или озабочены. Такая «психологическая глухота» может возникать даже в ситуациях, когда взрослый и ребенок находятся рядом друг с другом, не говоря уже о попытках общения в виде криков через несколько комнат.

При обращении к детям до 3-4 лет обязательно устанавливайте зрительный контакт, присаживаясь рядом с ними на корточки. С детьми старшего возраста можно дополнить свое обращение тактильным контактом: прикосновением, похлопыванием или поглаживанием плеча или руки.

Объясняйте ребенку, в чем важность вашего запрета, какие негативные последствия может повлечь его нарушение. Предупреждайте о том, что непослушание сейчас может иметь негативные последствия в будущем (например, если до вечера уроки сделаны не будут, то завтра никаких развлечений до выполнения домашнего задания). Так ребенок может выбрать, следовать правилам или игнорировать их, но при этом нести бремя ответственности.

В некоторых случаях детям можно позволить настоять на своем, действуя методом «от противного». Например, на улице лужи, а ребенок хочет выйти на прогулку в сандалиях и никакие доводы на него не действуют. Позвольте ему обуться так, как он хочет, но едва ноги окажутся мокрыми, сразу заходите домой. Это даст возможность увидеть обоснованность запрета и связь между его нарушением и негативными последствиями для самого себя.

Рекомендуем ознакомиться:  Детская трагедия, как ребенку помочь пережить горе

Старайтесь больше общаться с ребенком, рассказывая, что хорошо, а что неприемлемо, обосновывайте и разъясняйте свои требования. Конечно, моментальных результатов ждать не стоит, но со временем проблема непослушания потеряет свою остроту.

Оцените статью
Добавить комментарий

  1. Олег Кучеренко автор

    Сыну восемь лет. Решить что-то без криков и истерик просто нереально. Не сторонник физических наказаний, но и нервы трепать и себе и ему не в силах уже. Вот, думается, чрезмерно «мягкое» воспитание, «позволение настоять на своем» в первые годы жизни, со стороны супруги привело к тому, что теперь добиться результата удается только криками, ругачкой и шантажом(компьютерные игры). Нет ребята, старый добрый ремень, наверное надо иногда применять, имхо.

    Ответить
  2. Олег Кучеренко автор

    Мне кажется, что это утопия, заставить ребёнка слушаться с одного раза. Из чувства противоречия иногда не слушаются. Криком точно нельзя ничего добиться. Только убеждением, только диалог. При это диалог не как с ребёнком, а как уже со взрослым человеком. И ни в коем случае нельзя применять физическое воздействие. Это только усугубит ситуацию.

    Ответить
  3. Олег Кучеренко автор

    Читаю и офигеваю))) Советы родителям трехлеток. Я волею судьбы, младший воспитатель в детском саду. Не травмируйте, отвлеките))). 30 штук детей отвлекает 1 воспитатель. А потом все удивляются, почему чадо в д/с не идет. Там заставляют игрушки собирать, руки мыть и делать что-то самостоятельно. А самое любопытное, что деток ведут в разгар 3-х летнего кризиса, когда сами справиться не могут.

    Ответить
  4. Олег Кучеренко автор

    Я считаю, что самый важный этап в воспитании ребёнка, в частности не послушания это собственно самые ранние годы до 3 лет. Именно в это время закладывается фундамент и главное с этим не напортачить, не избаловать ребёнка. Иначе всю жизнь можно мучится над его непослушанием. А вот что касается жёстких мер в воспитании, то они быть должны быть, но не всегда, к примеру по попке слегка шлёпнуть, когда другие методы не помогают. Иначе никак.

    Ответить