Пересказ – это воспроизведение услышанного или прочитанного текста. Он способствует совершенствованию структуры речи, расширению словарного запаса, развитию памяти, внимания и творческих способностей.
На первый взгляд в нем нет ничего сложного. Большинство детей любят и умеют пересказывать содержание мультфильмов, сказок, рассказов.
Но при этом они не всегда могут изложить верную последовательность различных действий, передать логику событий, а, значит, правильному пересказу все же приходится учиться.
Для самых маленьких
Начать обучение пересказу детей 3-4 лет можно попросив малыша рассказать о своей любимой игрушке. Ребенку можно и нужно помогать, задавая наводящие вопросы: «Кто это такой? Кто его тебе подарил? Какого он цвета? и т. д.».
При этом постарайтесь добиться от него полных, развернутых ответов. Если у малыша с этим трудности, то помогите ему, сформулировав ответ самостоятельно и предложив повторить его.
Когда с описанием игрушек кроха уже освоится, можно переходить к небольшому, легкому тексту, который малышу уже хорошо знаком. Выразительно прочитав его, предложите ребенку пересказать услышанное. Здесь тоже не нужно оставлять его один на один с пересказом: помогайте правильно выстраивать фразы, задавайте вопросы, которые помогут вспомнить содержание текста, поощряйте развернутые фразы. Для облегчения задачи можно рассматривать и обсуждать картинки, связанные с сюжетом текста.
Также можно использовать кубики с нарисованными на гранях сюжетами из различных сказок, которые нужно разложить в соответствии с правильной последовательностью событий.
Учимся пересказу в 5-7 лет
Приступая к обучению дошкольников старшего возраста, постарайтесь строить занятия, придерживаясь следующего плана:
- Подбор текста, соответствующего возрасту. Рассказ должен быть интересен ребенку, вызывать эмоциональный отклик. В первое время выбирайте истории, которые содержат больше активных действий. Позднее, когда ребенок станет уверенно их пересказывать, следует начать тренироваться и на текстах с большим количеством описаний.
- Выразительное прочтение. Это того, как взрослый прочитает текст, напрямую зависит, насколько увлеченно ребенок будет его слушать и, соответственно, запоминать.
- Выяснение непонятных слов и речевых оборотов, их разъяснение, подбор синонимов. На этом этапе расширяется словарный запас дошкольника, происходит знакомство со словами и выражениями, обладающими переносным смыслом.
- Обсуждение героев рассказа, их поступков, мотивов и пр. Это позволит ребенку «погрузиться» в атмосферу текста, лучше понять героев и причинно-следственные связи описываемых событий.
- Составление плана пересказа. Этот прием научит ребенка выделять ключевые моменты в рассказе, отличать главное от второстепенного.
- Пересказ. Завершающая стадия вашего занятия, скорее всего, не вызовет особых затруднений у ребенка, при условии, что все предыдущие этапы были пройдены. Однако если ему все еще трудно пересказать текст даже после предварительного разбора, то вам стоит более плотно проработать пункты 3 и 4, т. к. сложности с пересказом чаще всего возникают по причине:
- небольшого словарного запаса;
- неумения анализировать и понимать текст.
Если же вашему ребенку пересказ дается легко, то вы можете усложнить задачу. Например, предложите ему пересказать историю от имени одного из героев или по ролям.
Рекомендации, изложенные выше, пригодятся и тем родителям, которые только после начала школьного обучения поймут, что их дети испытывают трудности, связанные с пересказом текста. Ведь часто мы думаем, что научившийся читать ребенок автоматически способен понять, запомнить и пересказать несложный прочитанное. Однако ни сам факт того, что он умеет читать, ни скорость или техника чтения не нам этого не гарантируют.
Не ждите моментальных результатов от ваших занятий. Вполне возможно, вам не один раз придется перечитывать и анализировать один и тот же текст, прежде чем ребенок справится с его пересказом. Не стоит злиться или нервничать по такому поводу, со временем и этот рубеж будет взят.
В детстве мама придумала игру — в тетрадь каждую неделю нужно было записывать пересказ одной прочитанной за это время книги. Можно было сопровождать записи рисунками, украшать наклейками. Получился красочный и познавательный справочник. Так, пролистав свою тетрадь, я не только вспоминала содержание книг, но и закрепляла в памяти написанные пересказы.
Прежде всего не стоит ругаться на ребенка если он не может грамотно изложить текст, делайте хитрей-например пусть ребенок перескажет мультфильм ( в невзначай спросите о чем он смотрел мультик и что там происходило) развивайте память у него- спросите например чем занимались на выходные в гостях у бабушки или где нибудь на отдыхе, ребенок сам в дальнейшем будет выстраивать логически мысль в пересказе- вроде такие мелочи а результат на лицо
Достаточно полезная статья. На счет пункта «Выразительного чтения» не уверена, но имеет место быть. В остальных пунктах в целом согласна.
По своему опыту могу сказать следующее:
Начала заниматься с ребенком с дошкольного возраста, учились складывать числа, считать, учить небольшие стишки. Пересказы у нас шли как-то туго. Не то, чтобы ребенок не понимал. Просто не любил это дело. Действительно, для обучения пересказа стоит найти тот рассказ, который, в первую очередь, понравится ребенку.
Обозначали абзацы, читали пару раз, искали тему каждого абзаца, а далее уже и шел сам пересказ.
На данный момент ребенок на ура пересказывает прочитанное
Очень хорошие рекомендации, понятные и полезные. Из своего опыта могу сказать, что чем больше с ребёнком читать детские книги, сказки, тем лучше у него будет память. Я с самого рождения рассказывала разные истории, пела песенки, читала стихи. Мой сынуля не садился без книги кушать и не ложился спать. Знакомые сказки пересказывал с лёгкостью. Ещё нельзя у ребёнка требовать пересказ, лучше это делать незаметно, в виде игры, можно ролевой, тогда будет интерес к любому тексту и малышу не будет сложно, он легко всё запомнит и потребует играть с ним почаще.