Как заставить ребенка учиться

Необходимость учиться и получать новые знания чаще всего очевидна нам – родителям. Но что делать, если ребенок не разделяет этого убеждения? Как мотивировать на обучение дошкольника, младшего школьника или подростка?

Обучение дошкольника: особенности

В дошкольном возрасте занятия с ребенком должны иметь игровой характер. Не нужно копировать школьную систему обучения, заставляя его подолгу выводить буквы или цифры в тетради. Занятия должны в первую очередь быть интересными и необычными.

Отдельно стоит упомянуть об их продолжительности. Дети среднего и старшего дошкольного возраста с трудом могут сохранять концентрацию более 15-23 минут. В 3-4 года длительность каждого из занятий не должна превышать 15 минут, а в 5-6 лет ее можно увеличить до 25 минут. Очень важно чередовать виды занятий, например, сначала занимаемся буквами, а затем, после небольшого перерыва, творчеством: лепкой или рисованием.

Не забывайте, что обучение ребенка происходит не только на занятиях, но и в повседневных делах. Например, прогулку можно совместить с изучением букв и чтением простых слов благодаря обилию различных вывесок и рекламных щитов. Основам математики легко обучиться, пересчитывая на улице птиц, машины или даже собственные шаги.

Важно помнить о том, что процесс усвоения ребенком новых знаний зависит от уровня его речевого развития: ребенок должен понимать то, о чем ему рассказывают; уметь задавать вопросы о том, что осталось неясным. Поэтому как можно чаще говорите с ним, чаще задавайте вопросы и поощряйте развернутые, подробные ответы.

Чего не нужно делать?

Стремясь научить ребенка чему-то новому, постарайтесь не допустить распространенных среди родителей ошибок:

  1. Постарайтесь не сравнивать достижения вашего чада с другими. Все дети разные: характер, темперамент, увлечения, степень зрелости нервной системы – все это влияет и на успехи в обучении. Поэтому не стоит расстраиваться, а уж тем более ругать ребенка за то, что он не может усвоить какой-то материал.
  2. Учите и развивайте ребенка ради него самого, а не для того, чтобы удовлетворить свои амбиции и ожидания.
  3. Никогда не используйте ваши занятия в виде наказания за плохое поведение. В противном случае и отношение ребенка к ним будет соответствующее: занятия – это отбывание повинности, и неинтересное времяпрепровождение.
  4. По возможности ориентируйтесь на интересы вашего ребенка. Учиться читать по иллюстрированной книжке с любимыми героями гораздо интересней, чем по скучному пособию.
  5. Не наказывайте и не ругайте ребенка за ошибки и, наоборот, хвалите за каждое достижение!
Рекомендуем ознакомиться:  Как научить ребенка пользоваться часами и понимать время

Ребенок должен чувствовать поддержку своих родителей и их веру в его силы. Это придаст ему уверенности, необходимой для достижения первых успехов в учебе.

Как развить мотивацию к учёбе у учеников младших классов?

Мало какой дошкольник не желает идти в школу, большинство детей 6-7 лет обычно ждут этого дня с нетерпением. Однако бывает так, что проходит месяц, четверть или даже год, и ребенок теряет к учебе интерес. Почему это происходит и как мотивировать ученика младших классов к получению знаний в школе?

Дополнительная информация об обучении подростков

Если вы столкнулись с подобной проблемой, то в первую очередь нужно выявить ее источник. Дети могут терять интерес к учебе по разным причинам, в числе которых:

  • конфликты с одноклассниками или учителем;
  • усталость (особенно это актуально для детей, посещающих по нескольку кружков и секций помимо школы);
  • слишком сложный для ребенка школьный материал;
  • отсутствие интереса к школьным успехам ребенка со стороны родителей и многое другое.

Каждый ребенок – это индивидуальность, и разбираться в том, почему школьник не желает учиться, нужно с учетом особенностей его темперамента, характера, интересов, внутрисемейных отношений, взаимоотношений со сверстниками, одноклассниками и учителями.

Для того чтобы мотивировать ребенка к учебе, родителям предстоит тщательно проанализировать свои отношения с ребенком и поработать над их качественным изменением. На что нужно будет обратить особое внимание?

  1. Отказаться от давления на ребенка путем шантажа: «если ты не начнешь учиться, то будешь наказан». Такая стратегия довольно быстро перестает давать положительные результаты, разрушая при этом доверительное отношение ребенка к родителю.
  2. Ненавязчиво объясняйте ребенку, для чего нужно учиться. Если ребенок не проявляет интереса к некоторым предметам, аргументируйте, чем эти знания могут пригодиться ему в будущем. Не ориентируйте ребенка на получение исключительно хороших отметок, ведь школа нужна для усвоения новых знаний, а не формальных оценок.
  3. Если ваш ребенок не только ходит в школу, но и посещает несколько секций или кружков, имеет смысл хотя бы немного его разгрузить. Пытаясь превратить его в разносторонне развитую личность, вы рискуете добиться противоположного результата. Ребенок, утомленный такой нагрузкой, теряет интерес к учебе, что является защитной реакцией организма на стресс.
  4. Дайте ребенку возможность принимать решения самому, постепенно расширяя сферу его ответственности. Почувствовав к себе отношение, как к взрослому, он постепенно и вести себя начнет соответственно.
  5. Хвалите за каждый успех в школе, даже если это достижение по пустяковому, на ваш взгляд, предмету. Похвала родителей очень важна для ребенка. Осознание того, что им гордятся, способно мотивировать на учебу сильнее, чем страх перед наказанием или обещанная награда.
  6. Не торопите события и сохраняйте терпение. На то, чтобы изменить отношение ребенка к учебе, может потребоваться от нескольких недель до месяцев.
Рекомендуем ознакомиться:  Как ребёнка научить перессказывать текст?

Что делать, когда подросток не хочет учиться?

Подростковый возраст – время сюрпризов, и порой – не самых приятных. Некогда милый и послушный ребенок начинает проявлять агрессию, недовольство, скрытность. Часто именно в этом возрастном периоде у ребенка пропадает интерес к учебе, т. к. то, что было важно ранее, уже не имеет прежнего веса в новой системе ценностей ребенка.

В каком направлении нужно действовать, если ваш старшеклассник заявляет, что учеба ему не нужна, не интересна и не важна? Было бы логично предположить, что нужно мотивировать его на учебу. Однако первое, что нужно сделать – это восстановить или выстроить новые доверительные отношения.

Не разговаривайте с подростком, как с ребенком. Конечно, для вас он совсем еще дитя. Но сам подросток считает себя уже достаточно взрослым, ищет свое место в жизни и в штыки воспринимает критику или стремление родителей оградить его от трудностей этого мира. В результате он чувствует себя одиноким, формируется позиция «один против всех». Общение с подростком на равных даст ему понять, что с его мнением считаются.

Существует несколько способов, которые помогут изменить отношения ребенка к жизни в целом и к учебе в частности.

Активное слушание

Часто негативное отношение к учебе обусловлено напряженными отношениями подростка с одноклассниками или учителями. Попробуйте поговорить с ребенком по душам, но приготовитесь к тому, что с первого раза у вас вряд ли что получится: дети редко рассказывают родителям о своих школьных проблемах. Лучше всего для такого разговора использовать прием «активное слушание», описанный в книге Ю.Б. Гиппенрейтер «Общаться с ребенком. Как?». Его суть сводится к тому, что родитель должен не задавать вопросы, а озвучивать чувства ребенка, тем самым показывая, что он их разделяет и понимает. Так, если подросток пришел из школы в явно плохом настроении, не нужно спрашивать у него, что случилось. Эффективнее будет показать, что вы понимаете и разделяете чувства ребенка утвердительной фразой «Ты сегодня злишься из-за школьных проблем». Такое утверждение настраивает вас с ребенком на одну «волну» и скорее поможет наладить диалог, в то время как на вопрос «Что случилось?» подросток, скорее всего, буркнет в ответ «Ничего!».

Рекомендуем ознакомиться:  Как правильно учить детей разговаривать

Уже не ребенок

Ваш ребенок считает себя взрослым и требует соответствующего к себе отношения? Отлично! Начните советоваться с ним абсолютно по всем вопросам, не только касающихся непосредственно его. Обсуждайте каждую мелочь: распределение семейного бюджета, выбор новых обоев, замену штор, результаты собрания собственников жилья, взаимоотношения с коллегами. Главное – делать это без иронии и снисхождения, а искренне.

Кроме того, дайте понять подростку, что раз уж он достаточно взрослый, чтобы принимать решения касательно учебы в школе, то и в родительской опеке он не нуждается так, как раньше. Перестаньте убирать в его комнате, стирать и гладить вещи, искать потерявшиеся учебники и тетради. При этом оставайтесь доброжелательными, ласковыми и искренними. Говорите подростку, что вы его любите, но вынуждены ограничить свою заботу, т. к. осознали, что он уже не маленький ребенок и способен решить многие бытовые проблемы самостоятельно. Конечное, в первое время ребенку это не понравится, поэтому готовьтесь к вспышкам ярости. Однако через некоторое время подросток все же пересмотрит свои взгляды и на учебу, и на отношение к самому себе.

Успех и признание

Подростки обычно амбициозны и полны грандиозных планов, поэтому объясните своему ребенку, что получение знаний и умений сегодня является фундаментом для успешной профессиональной самореализации в будущем. Постарайтесь подкреплять свои слова конкретными примерами, желательно из ближайшего окружения.

Хобби и увлечения

Возможен и такой вариант, когда подросток в силу возрастных изменений в организме испытывает стресс, усталость и беспричинную апатию, в результате чего теряет интерес не только к учебе, но и к другим сферам жизни. В таких случаях нужно помочь ребенку, выявив у него способности или интерес к чему-то: творчество, спортивные занятия, музыка, в общем, то, что вызовет у него хоть какой-то энтузиазм. Успехи в какой-либо сфере, даже не связанной со школьной жизнью, будут способствовать и более ответственному отношению к учебе.

Мотивировать подростка на учебу, если интерес к ней утрачен, возможно, хотя и трудно. Родителям в этой ситуации нужно кардинально пересмотреть свое отношение к ребенку и взаимоотношениям с ним, перейти на новый уровень общения и дать ему больше самостоятельности, не лишая его при этом родительской поддержки.

Оцените статью
Добавить комментарий

  1. Олег Кучеренко автор

    Только терпение со стороны родителей. Мой сын тоже к учёбе не очень стремился. Троечник. А тут на лето уехал к брату в большой город. Вернулся другим человеком, сказал, что выучится и обязательно туда переедет. Вот это и стало мотивацией к учебе. Троек нет, самостоятельно выбрал себе профессию. А раньше никакие убеждения на него не действовали.

    Ответить
  2. Олег Кучеренко автор

    Да сложно это. Не заставишь полюбить учиться. Это или есть, или нет. Наверное, чуть не внутриутробно закладывается. Иначе как объяснить, почему у одних маленьких детей есть познавательный интерес, а у других он выражен едва-едва? Главное не загасить эти искорки своим равнодушием. А то, когда придет время получать знания, будет удивляться, почему ребенок не хочет. У меня вообще-то отличные способности были, но учиться никогда не хотела толком, потому что не понимала, зачем все это надо. Я и до сих пор не могу выполнять какие-то задачи, если не вижу в них смысла. Потому сделать акцент на практической ценности очень важно. И не абстрактно «в жизни пригодится», а на конкретных примерах. Математике обучать при походе в магазин. Например, распределить финансы на список продуктов так, чтобы на сдачу можно было купить вот эту шоколадку. Есть стимул считать. И в прочих областях можно что-то придумать.

    Ответить
  3. Олег Кучеренко автор

    У меня сын первоклассник, не могу сказать, что он не понимает, или у него проблемы с учительницей или детьми. Но он как то абсолютно безразличен к самому процессу обучения. Причем материал он усваивает хорошо и быстро, нам не нужно заниматься дополнительно, ему хватает того, что он слышит, видит и делает на уроках. Но вот когда мы приходим домой — делать для нас домашние задание, это нужно пройти семь кругов ада — плач, крики, споры, постоянные пререкания, часа два мы только договариваемся, что нужно учить уроки, а когда наконец он садится, то выполнение всех заданий занимает от силы 10-15 минут. Как на него повлиять, чтобы он сам это делал, и без этих постоянных истерик?

    Ответить
    1. Олег Кучеренко автор

      Вы заставляете и уговариваете — он протестует и отказывается, и это абсолютно ожидаемо. А заставлять приходится потому, что ребенок не мотивирован, он не понимает, зачем ему делать домашнее задание. Скорее всего, даже не понимает, зачем вообще люди ходят в школу и учатся (да и взрослые не всегда понимают, многие имеют ложную мотивацию и пихают ее в головы своим детям). Не мешало бы еще ребенку ввести режим и максимально точно его расписать: пришел из школы, помыл руки, пообедал, сделал уроки, поиграл и т.д. Побудить сесть за уроки можно и в игровой форме, и альбом заведите, в который надо наклейки собирать: сделал все хорошо — приклеил наклейку, не сделал — ничего не приклеил.

      Ответить