Как оценить свои мыслительные способности?

Психологами разработано огромное количество методик, позволяющих оценить уровень развития умственных способностей индивидуума, его способность мыслить аналитически, творчески подходить к решению поставленных задач. Тестирование помогает определить, какой тип мышления является для человека преобладающим, как быстро он способен принимать решения. Можно ли провести подобное исследование самостоятельно, и насколько верны будут его результаты? Предлагаем разобраться в этом вопросе.

Тесты на мышление представляют собой методики, позволяющие определить, как человек накапливает информацию и оперирует ею. Задания представлены различной степенью сложности, в зависимости от возраста испытуемых. Тестовые испытания позволяют оценить способность человека к обучению, его умение делать выводы, находить необычные решения проблемы.

Все используемые тесты условно можно разделить на две группы: вербальные и невербальные. К первым относятся задания, в которых испытуемому предлагается мыслительную деятельность осуществлять при помощи словоформ. Большинство из них представляют собой тесты, состоящие из нескольких вопросов. Среди представленного перечня ответов необходимо выбрать тот, который испытуемый считает верным. Данный тип заданий распространен среди тестов для оценки уровня интеллекта, способности мыслить логически или творчески.

В невербальных тестах материал представлен наглядно, в виде картинок, чертежей, графических или символических изображений. Среди наиболее популярных тестов, относящихся к данной группе, можно назвать «Прогрессивные матрицы Равена».

Подобные задания позволяют оценить уровень развития аналитического (абстрактного) мышления, которое сводится к систематизации свойств явлений или предметов, и объединению их в одну группу по совокупности признаков.

Невербальные тесты используются  при оценке способности к пространственному типу. Этот вид мыслительной деятельности отвечает за создание трехмерных образов и оперирование ими при решении задач.

Для чего предназначены тесты?

Человеческое мышления успешно сочетает в себе все существующие типы, но у каждого индивида они развиты в той или иной степени. Методики для оценки дают возможность определить, какой вид является преобладающим. Тестирование позволяет оценить такие факторы, как скорость и эффективность мыслительных процессов.

Рекомендуем ознакомиться:  Что такое социализация личности

Популярные  методики позволяют оценить, насколько развит у человека тот или иной тип мышления:

  • логическое,
  • абстрактное,
  • практическое,
  • аналитическое,
  • пространственное,
  • творческое.

Существуют также тестовые задания, направленные на оценку специальных способностей: наблюдательности, умения выявлять закономерности. Наиболее известным тестом этой группы является «Куб Линка».

Основные правила самотестирования

В сети интернет несложно отыскать подходящие тесты и пройти их самостоятельно. Чтобы результаты были максимально достоверными, нужно соблюдать ряд правил:

  1. Следите за временем при помощи секундомера.
  2. Используйте каждый тест только один раз.
  3. Не пользуйтесь ответами до того, как выполните все варианты.
  4. Оценивайте результат только по окончании тестирования.
  5. Не отвлекайтесь на посторонние дела, отключите телевизор и телефон.
  6. Проходите тест хорошо отдохнувшим и здоровым.
  7. Не пользуйтесь подсказками третьих лиц.
  8. Не задерживайтесь подолгу на одном задании, лучше вернуться к нему, если останется время.
  9. Ответы должны быть обдуманными, не стоит отмечать варианты наугад.

При тестировании маленького ребенка сначала объясните малышу, что от него требуется. В ходе тестирования помогайте наводящими вопросами, интересуясь, уверен ли он в правильности своего выбора. Обратите внимание на то, сколько времени он тратит на ответ.

Слишком долгая задержка над заданием говорит о наличии проблем с осмыслением или отсутствии интереса.

Чем отличаются тесты на определение уровня у детей разных возрастов?

Методики, позволяющие определить уровень развития образно-логического мышления ребенка, умения анализировать и обобщать, разрабатываются с учетом возрастных особенностей. Для малышей 4-5 лет тестирование проводится в виде игры. Выполнение задания оценивается по количеству времени на него затраченному. Тестирование позволяет определить, насколько уровень развития малыша соответствует его возрасту, способен ли он воспринимать и усваивать новую информацию.

Для диагностики уровня мышления школьников со второго по четвертый классы используются более сложные методики, позволяющие оценить логичность и гибкость, умение обобщать. Наиболее часто для данной возрастной группы используют тестирование:

  • «Простые аналогии»,
  • «Исключение лишнего»,
  • «Изучение скорости».

Одним из наиболее популярных способов оценки развития интеллекта у детей является шкала Векслера. Тест имеет несколько вариаций, разработанных в соответствии с возрастными особенностями испытуемых.

Зачем нужно выявлять какой у человека склад ума?

Профессиональная деятельность индивидуума во многом определяется складом его ума. Если выбор специальности осуществляется с учетом особенностей мыслительной деятельности, человек легче справляется со своими обязанностями, ему проще строить карьеру. Склад ума нужно учитывать и родителям, определяя направление обучения своего чада.

Рекомендуем ознакомиться:  Талант: природа и этапы развития

Ребенку-гуманитарию сложно будет освоить программу, если ведущими дисциплинами в ней являются точные науки. Людям с аналитическим складом ума, напротив, сложнее даются предметы, требующие эмоционального осмысления. К ним относятся история, литература, иностранные языки, обществознание.

Синтетический склад ума тоже встречается достаточно часто. В этом случае индивид одинаково успешно использует абстрактное и аналитическое мышление.

Тесты для определения преобладающего типа

Психологи различают виды мышления по содержанию, характеру решения проблемы и степени оригинальности идеи.

  • При предметно-действенном решение задачи осуществляется на основании ранее полученного опыта.
  • Абстрактно-символическое опирается на общие и отвлеченные понятия. Этот тип позволяет решать задачи, при отсутствии тесного контакта с предметом изучения.
  • Наглядно-образное предполагает зрительное представление ситуации и оперирование образами при решении поставленной задачи.
  • Словесно-логическое или абстрактное не опирается на совокупность эмпирических данных, а оперирует понятиями и суждениями.
  • Творческое порождает принципиально новые идеи для осознания и решения проблемы.

Существует несколько вариантов теста на определение преобладающего типа мышления. Каждая из версий представляет собой набор утверждений, из которых испытуемый должен отобрать те, которые наиболее ему подходят. Выбор осуществляется интуитивно и не требует осмысления. После прохождения тестирования подсчитывается количество ответов, свойственных тому или иному типу. Результат представлен диаграммой, в которой указано процентное соотношение. Максимальное значение указывает на преобладающий тип мышления.

К сведению! Еще одна категория, которую позволяет оценить данный тест это креативность, то есть способность мыслить нестандартно, творчески.

Как трактовать результаты самостоятельно?

При выборе задания для тестирования стоит обратить внимание на наличие инструкции, позволяющей пройти испытание и трактовать его результаты. Типовой тест представляет собой серию вопросов и перечень ответов (цифровых или словесных), среди которых тестируемый отбирает тот вариант, который считает верным. После того как поставленные задачи будут решены, можно переходить к интерпретации ответов. Сделать это можно, используя ключи. В большинстве тестов учитывается соотношение верных ответов к количеству вопросов и (или) временной интервал, за который был получен результат. Если в тесте оценивалась скорость мышления, то по окончании прохождения испытания нужно сравнить полученные показатели со шкалой, где количеству времени, затраченного на ответы, соответствуют определенные баллы.

Рекомендуем ознакомиться:  Зачем человеку проходить тренинги личностного роста для собственного развития?

По каким критериям выбираются тесты

Как уже было сказано, варианты тестовых заданий разрабатываются с учетом возрастных критериев. Для проверки уровня мышления малышей используются невербальные тесты. Для школьников младших классов и подростков разрабатываются отдельные методики, включающие как словесные вопросы, так и графические изображения.

Тестовые задания для взрослых и детей различаются степенью сложности. Выбор методики исследования зависит от того, каким образом будет проводиться испытание. Ряд материалов рассчитан только на индивидуальное исследование, использовать их при групповом тестировании не рекомендуется.

Выбор тестового задания зависит от уровня образования испытуемого, уровня культурных особенностей, а также состояния его здоровья. К примеру, людям с нарушением зрения, слуха и речи сложно использовать вербальные тесты, требующие словесного толкования или прочтения заданий. Человек, слабо владеющий языком, на котором проводится тестирование, тоже не сумеет понять суть подавляющего большинства вопросов.

Основным критерием выбора методики тестирования является её соответствие цели, с которой проводится испытание. Грамотно составленный тест должен помочь оценить способности индивида к освоению новой информации, обучению и применению полученных знаний. Тестирование позволяет понять, способен ли человек делать правильные выводы на основании частичных данных.

Насколько достоверны результаты тестирования?

Любые психологические тесты дают лишь приблизительную оценку, на их основании невозможно сделать 100% верный вывод. Если исследование показывает низкий результат, это вовсе не означает, что человек глуп. Возможно, он склонен мыслить нестандартно или просто невнимателен. Одним из самых ненадежных считается популярный тест Айзенка. Он неоднократно подвергался критике со стороны ученых, которые сочли многие задания некорректными.

Более достоверные результаты удается получить с использованием методик, разработанных Векслером, Амтхауэром, Кеттелом, Равеном. Когда речь идет о тестировании дошкольников и учеников младших классов, психологи советуют не волноваться из-за плохих результатов. На прохождение ребенком испытания могут повлиять такие факторы как перевозбуждение, усталость, нервозность.

Оцените статью
Добавить комментарий