Как правильно воспитывать детей морально

Судьба человека – это его характер и нравственные ориентиры, по которым он следует. Система ценностей каждого человека во многом зависит от ого воспитания, прежде всего, воспитания в семья.

Нравственное развитие ребенка начинается с ранних лет. Достижение им подросткового возраста – не повод пустить все на самотек, оправдываясь тем, что ребенок повзрослел.

Подросток, раздираемый противоречиями, еще больше нуждается в нравственных ориентирах, его нужно продолжать воспитывать, но делать это придется более тактично, чем несколькими годами раньше.

Какие ценности надо развивать у детей?

Нравственной воспитание предполагает формирование определенной системы ценностей. Ценности эти являются непреходящими, общечеловеческими и большинству взрослых хорошо известны, даже если сами они ценным считают что-то другое. Перечислим некоторые из этих качеств:

  • ответственность;
  • чувство долга;
  • патриотизм;
  • совесть и честь;
  • умение различать хорошее и плохое, добро и зло;
  • готовность преодолевать жизненные невзгоды;
  • милосердие и сочувствие, доброта;
  • терпение и терпимость;
  • способность любить.

Нравственное воспитание предполагает формирование этих качеств.

Какие лучше использовать методы воспитания?

Основные методы нравственного воспитания тоже хорошо всем известны, но перечислить их с поправкой на подростковый возраст воспитанника стоит.

  1. Беседа. Не стоит путать этот метод с нравоучением. Чтение нотаций у подростков вызывает отторжение и протест. Разговоры должны строиться на обсуждении, анализе жизненных или литературных примеров, фильмов. Можно вспоминать случаи из своей жизни, обмениваться мнениями о просмотренном фильме, передаче, стараясь направить мысли подростка в нужное русло. Частое общение с высоконравственными людьми принесет свои плоды, даже если их темой будут самые обычные вещи. Поэтому нужно как можно больше общаться с подростком и постараться окружить его людьми, обладающими высокими моральными качествами.
  2. Ситуативный метод. В младшем возрасте его проявление – игра, когда создаются игровые ситуации, в которых ребенку приходится принимать решение. Подростки тоже играют, и некоторые компьютерные игры построены так, что герою приходится делать нравственный выбор. Но все же для подростка нужно создавать ситуацию выбора в реальности. Придумать, какими они будут – задача родителей. Например, подросток может оказаться перед выбором, проведать ли ему большую бабушку или съездить с друзьями на природу, сходить ли на дискотеку или выгулять и покормить собаку. Каждое правильное решение в таких ситуациях – кирпичик, из которого строится нравственный облик человека.
  3. Наказание и поощрение. Наказывать подростка опасно, но иногда необходимо, но все же в обычных ситуациях наказание лучше заменять порицанием – для ребенка, у которого в душе уже заложены с детства определенные нравственные ориентиры, муки совести страшнее лишения сладкого. Не мене важно хвалить свое чадо за хорошие поступки, достижения.
  4. Пример. Вовсе времена пример – самый действенный метод формирования нравственных качеств. Можно сколько угодно рассказывать о том, что старших нужно уважать, но если вы при ребенке хоть раз оскорбите своих родителей, он будет относиться к ним, а после и в вам, неуважительно. Чем старше становится ребенок, тем большую роль играет пример, прежде всего, — образ жизни его родителей.
Рекомендуем ознакомиться:  Как заставить подростка заниматься спортом

Основываясь на этих методах, и надо строить воспитательный процесс в семье, не забывая о том, что воспитание – именно непрерывный процесс, а не эпизодичное чтение лекций.

Показывайте пример

В педагогике различают три основные ступени нравственного воспитания.

  1. Отзывчивость. Это качество формируют у детей с раннего детства, но даже если время упущено – начинать надо именно с этого. Научите его заботиться о тех, кто рядом, кого он любит: о младшем брате или сестре, о бабушке или дедушке, о родителях, когда они больны, о домашних питомцах. Не забывайте сами поступать так, как, по вашему мнению, должен поступать подросток.
  2. Стремление не причинить зла, которое в перспективе должно перерасти в стремление делать добрые дела. Основные методы здесь – беседа и личный пример.
  3. Понимание того, что о добре не нужно рассуждать, его нужно творить. Мало понимать, что хорошо, что плохо, важно поступать нравственно. На этой ступени используете собственный пример и ситуативный метод.

Из изложенного видно, что пример – самый важный и универсальный метод воспитания.

С какими проблемами могут столкнуться родители?

В своем стремлении воспитать в подростке нравственные качества, родители неизбежно столкнуться с двумя проблемами.

Первая – это негативное влияние извне. Оградить подростка от потока негативной информации полностью у родителей не получится, но постараться это сделать они должны. Сложность в том, что при этом нельзя лишать взрослеющего человека право на выбор и принятие решений. Дополнительное средство, которое поможет нивелировать вред, — это беседа. Обсудив с ребенком сомнительную информацию, вы поможете ему адекватно ее воспринимать.

Вторая проблема заключается в том, что самый действенный метод формирования моральных качеств – пример родителей. Поэтому начинать придется с самовоспитания, а признать необходимость и начать меняться очень непросто.

Рекомендуем ознакомиться:  Как отучить подростка ругаться матом

Но все же если у родителей сформировалось желание воспитать свое чадо высоконравственным человеком, препятствия эти они преодолеют.

Оцените статью
Добавить комментарий

  1. Олег Кучеренко автор

    То, что ребенка надо воспитывать собственным примером говорил еще А.С. Макаренко, это бесспорно. Хотелось бы пояснить насчет влияния негативной информации из вне. С самого начала необходимо сделать так, чтобы ребенок видел в родительском мнении истину последней инстанции, каждый раз, когда сталкивался бы с ситуацией, в которой присутствует ситуация весов: то ли одну сторону выбрать, то ли другую. Что хорошее, а что плохое — мог бы обратиться к родителям и выяснить.

    Отличным примером в данном случае является традиция послушания у народов южных территорий, когда слово старшего — закон. При этом сам старший должен строго следить за собственным поведением и самообладанием, чтобы ни в коем случае не подорвать свой авторитет в глазах детей.

    Ответить
  2. Олег Кучеренко автор

    Согласна со всеми. Хочу добавить еще, с ребенком нужно разговаривать и нужно,чтобы он вам доверял. Начинать надо с пеленок я считаю. Дети все чувствуют, и естественно, если у взрослых нет времени с ними проводить, потом получается вот это не понимания.

    Ответить
  3. Олег Кучеренко автор

    Действительно ребенка лучше всего воспитывать на своем примере. Показывайте любовь, отзывчивость, доброту и ответственность. Друзья и общество не всегда положительно могут повлиять на его мировосприятие. Старайтесь воспитывать его в любви и строгости. Почаще разговаривайте со своим ребенком, мне это помогает быть с ним ближе и приучить его быть со мной

    Ответить
  4. Олег Кучеренко автор

    Для меня существует великолепнейший ответ по поводу прививаемой морали, это фильм о Дидро Распутник. Этику в своей работе он описал — смотри мораль, а в понятии морали отметил — смотри этика. Ибо нет большего заблуждения нежели навязывание собственных понятий правильности и не только в морали, но и в понятиях жизненных ситуаций, шаблонность правильности сдерживает творческое начало, вот видимо убирая этот шаблон и будет правильно.

    Ответить