Научив ребенка читать, родители обычно вздыхают с облегчением: самая трудная часть пути пройдена. Но ситуации, когда дети не могут понять прочитанный самостоятельно текст, не так уж и редки: их силы уходят на правильное чтение и смысл слов, а то и целых фраз просто ускользает.
Представим ситуацию: ребенок прочитал слово или короткую фразу, но понять смысл не смог. Родители просят повторно прочесть, но результат лучше не становится: ребенок не понимает, что читает. Более того, начав переживать и нервничать из-за возможного недовольства родителей или учителя, дети начинают читать сбивчиво, путать буквы и слоги, неправильно расставлять ударения.
Знание алфавита, умение произносить звуки и правильно складывать буквы в слоги еще не является гарантией того, что дети смогут понять написанное. И если в первом классе объемы заданий для чтения относительно невелики, то в дальнейшем обучение строится именно на умении читать и понимать прочитанный текст, поэтому решать проблему с осмыслением письменной речи необходимо как можно раньше.
Почему дети не понимают прочитанное?
Какие причины способствуют возникновению этой проблемы?
Во-первых, привычка. Обучая своих детей, родители были настолько поглощены самим фактом чтения, что не уделяли внимания тому, насколько ребенок понимает прочитанное.
Во-вторых, помимо автоматического чтения, когда ребенок тараторит текст, не вникая в его содержание, причиной непонимания прочитанного может быть и хроническая усталость. Стараясь учиться изо всех сил и соответствовать ожиданиям взрослых, ребенок испытывает стресс, накапливается усталость, и как результат – снижение успеваемости, в том числе и по чтению.
В-третьих, данная проблема характерна и для детей с проблемами речевого развития и небольшим словарным запасом. В таких случаях они просто не понимают значения слов, а конструкция даже несложной фразы вызывает определенные затруднения.
Какие советы использовать родителям?
Признаки непонимания прочитанного – не причина для родительского недовольства, а свидетельство того, что ребенку необходима помощь. Если вовремя не среагировать на такую ситуацию, то такая манера чтения закрепиться и переучивание в дальнейшем потребует большего старания.
Справиться с такой неприятностью можно, но для этого придется приложить определенные усилия.
- Необходимо убедиться, что ребенок знает все буквы, но не по азбуке или кубикам, где рисунок может натолкнуть на нужный ответ, а в тексте. Для этого, например, можно предложить ребенку игру, в которой нужно найти и вычеркнуть все знакомые буквы, а незнакомые – обвести в кружок.
- Нужно чаще читать, но книги должны отвечать определенным требованиям
- крупный шрифт
- интересная тема
- преимущественно короткие фразы: чем они короче, тем проще будет их понять (предложения, состоящие из 5 и более слов следует читать вместе с ребенком)
- отсутствие устаревших слов, что характерно, например, для классических произведений.
- Не подгоняйте ребенка, как бы медленно он ни читал. Скоростное чтение – совсем не показатель понимания прочитанного. Чаще переспрашивайте, уточняйте сюжет, просите напомнить содержание предыдущей строчки. Так вы будете стимулировать его к осознанному вдумчивому чтению, а заодно сможете контролировать, насколько глубоко усваивается им текст.
- Позвольте ребенку читать так, как ему удобнее. Если нужно, пусть водит пальцем по фразе или подкладывает под строчку линейку.
- Заведите забавную привычку общаться дома с помощью коротеньких записок. Оставьте ребенку письменное послание с описанием того, где именно лежит его любимое лакомство или новая игрушка. Конечно же, буквы должны быть крупными и разборчивыми.
- Выучивая наизусть стихи, обязательно уточняйте, понял ли их ребенок, разъясняйте значение сложных или редко употребляемых слов. В данной ситуации важна не зубрежка, а осмысление произведения.
- Работая над сказками и рассказами, обсуждайте главных героев, их поступки и мотивы, которые ими руководили.
- Контролируйте физический тонус ребенка. Гуляйте на свежем воздухе, активно обсуждайте то, что видите на прогулке, поощряйте разговорную активность ребенка. Это будет способствовать общему развитию речи и обогащению словарного запаса, что не будет лишним при устранении проблем с чтением и пониманием материала.
- Помогая детям выполнять домашнее задание, просмотрите тексты, которые предназначены для работы в школе на следующий день. Найдите сложные и длинные слова, обсудите их значение. Это поможет ребенку чувствовать себя увереннее на уроке и немного сгладит остроту проблемы.
Способов и приемов, направленных на развитие беглого и осмысленного чтения, существует великое множество. Главное – использовать их в комплексе и регулярно. Ответственное и систематическое выполнение упражнений станет гарантией положительного результата и залогом успеваемости по всем остальным предметам.
Мозг ребенка сосредоточен на восприятии новых слов, вспоминании букв. Даже если текст лёгкий, ребенок не способен переварить небольшой объем.
Согласна абсолютно с вышесказанным. Чтобы ребенок мог запоминать текста, обязательно книжки и рассказы должны содержать тематические рисунки и картинки. Так будет гораздо легче усваивать прочитанный текст. Просите перечитывать текст, например, по абзацу и заставьте ребенка пересказывать его. Не загружайте его большими и разными рассказами. Как только он перескажет несколько предложений или абзацев, то сразу почувствуете улучшение. И при непонятных словах, обязательно поясняйте ребенку их значение. А то бывает ребёнок не поймёт слово и не находит на него ответ, то в голове у него звучит «хм,что это? ай ладно, проехали». Будьте уверены при таком раскладе так дальше будет и с другими науками и задачами, с той же математикой, к примеру.
Постарайтесь, чтобы ребенок больше читал, после чтения обязательно пересказывал текст, делился своими впечатлениями. Мой ребенок научился читать в среднем темпе, вникая в содержание текста. А когда читал на скорость, осознание текста не приходило.
Отличная статья
Думаю, что вполне может помочь давать читать уже давно известные и любимые ребёнком сказки, истории. Таким образом ребёнок будет чаще ассоциировать предложения (абзацы, главы) в тексте с итак знакомыми ему действиями персонажей. Многие советы очень полезны, сам бы точно не додумался до такого, как например общение записками.