Как правильно учить детей разговаривать?

Что еще приносит родителям столько же радости, как первое слово их малыша? То, как крошечный человечек знакомится с речью и обучается говорить, вызывает и гордость, и радость, и умиление. Процесс становления речи индивидуален для каждого ребенка, но пускать его на самотек не стоит, ведь способность говорить является важной составляющей человеческого развития и общения.

Начиная с самого рождения, люди стремятся к вербальному общению, выражая свои эмоции и чувства доступными им способами. И если в начале жизни возможностей для этого немного, то с дальнейшим развитием открываются и новые способы эффективной коммуникации.

Доктор Комаровский: 

Ваш ребенок не научиться плавать, пока не окажется в бассейне. Точно так же он не сможет научиться говорить, если вы не будете с ним разговаривать. Поэтому начните говорить с вашим ребенком, пока он еще в утробе матери, и продолжайте общаться с ним каждый день, когда он родится.

Покажите ему, как ваши губы двигаются, когда вы говорите. Меняйте скорость, тональность, интонацию, высоту и громкость речи. Делая так, вы получите возможность поймать и сконцентрировать его внимание. К тому же он рано познакомится с интонационным разнообразием речи.

Какие существуют этапы развития речи?

В речевом развитии ребенка можно выделить следующие стадии:

  1. Крик (от рождения до 1 мес.) – первый и единственный способ общения у новорожденного. Чаще всего крик сигнализирует об определенном дискомфорте, испытываемым младенцем: мокрые пеленки, голод, холод или жара. Крик новорожденного имеет различные интонации и со временем мама начинает их различать.
  2. Гуление (1–6 мес.)– произнесение протяжных звуков и их вариаций: гэ-э-э, агу-у, га-а-а. Ребенок может гулить и в одиночестве, но стоит появиться в поле его зрения взрослому, как интенсивность речевого потока ребенка становится гораздо активнее. На этом этапе обязательно нужно поддерживать диалог с малышом: проговаривать слоги и звуки, повторять сказанное малышом, петь песенки и читать книжки, т. к. слух в этом возрасте играет главную роль в процессе речевого развития.
  3. Лепет (от 5–6 до 11–12 мес.) – многократный повтор таких слогов, как ма, бу, па, ба. На данном этапе происходит подготовка артикуляционного аппарата к произнесению первых слов. Для того чтобы помочь ребенку в речевом развитии, необходимо как можно больше с ним говорить: читать короткие ритмичные стихи, озвучивать простые действия.
  4. Первые слова (1–1,5 года). Переход на эту стадию осуществляется на фоне продолжающегося лепета. Годовалый малыш может произносить около 5–10 слов, при этом усеченные слова и звукоподражания также учитываются (например, би-би – автомобиль). К полутора годам активный словарный запас значительно увеличивается, примерно в 2–3 раза. Пассивный словарь, состоящий из слов, которые ребенок понимает, но не может произнести, также расширяется.
  5. Переход к фразовой речи (1,5–2 года). На этой стадии ребенок начинает произносить слова полностью и соединять их в простейшие фразы (например, «мама кися» – у мамы котенок).
  6. Простые фразы (2–3 года). Ребенок начинает активно задавать различные вопросы, использовать в речи прилагательные, местоимения, предлоги, составлять фразы из 3–4 слов.
  7. Развернутые фразы (после 3–4 лет). На этом этапе речевого развития ребенок активно общается со взрослыми и другими детьми. Он задает множество вопросов, выслушивает ответы, пересказывает услышанное, употребляет обобщающие слова. Фразы становятся длиннее, а слова в них согласованы в роде, числе и падеже. Активный и пассивный словари быстро растут.

Какие есть рекомендации для правильного обучения?

Часто родители бывают уверены, что наступит определенный момент и их малыш сам начнет разговаривать, поэтому волноваться из-за некоторой задержки в развитии речи не стоит. Конечно, такое часто случается, и ребенок, молчавший до 2–3 лет, неожиданно начинает говорить много и правильно. Однако не стоит пускать процесс становления речи на самотек, полагаясь только на способности, заложенные в малыша природой, тем более что помочь ему овладеть собственным речевым аппаратом несложно и очень полезно.

Прежде чем приступать к обучению ребенка речи, следует применить простейшие рекомендации, выполнение которых поможет устранить факторы, мешающие ребенку говорить:

  1. Соска-пустышка – один из врагов должного речевого развития. Она способствует формированию у детей неправильного прикуса, что может повлечь за собой трудности, связанные с артикуляцией, а в целом и с задержкой речевого развития.
  2. Чаще читайте ребенку книжки, ведь с помощью чтения можно сформировать обширный словарный запас.
  3. Научить детей правильной речи можно только на собственном примере. Не стоит коверкать слова, подражая своему малышу, как бы умилительно вы себя при этом ни чувствовали.
  4. Обязательно развивайте мелкую моторику ребенка. Центр, координирующий движения пальцев рук расположен настолько близко к речевому центру, что стимуляция одного из них влечёт за собой активную работу другого. Игры с мозаикой и пазлами, завязывание шнурков и застегивание пуговиц, рисование – все это поможет подстегнуть скорость развития речи.
  5. Детям постарше очень помогут скороговорки. Их быстрое произношение вслух способно помочь в устранении некоторых дефектов речи.
  6. Для совершенствования разговорных навыков детей любого возраста рекомендовано активное общение. Нужно стараться вовлекать ребенка в беседу, озвучивать свои действия, обсуждать с малышом его занятия, читать книги, поощрять его не только задавать вопросы, но по возможности широко отвечать на них, не ограничиваясь односложными «да» или «нет». Подобные тренировки, проводимые каждый день, могут принести свои плоды уже через 2–3 недели.

Методика развития речи

Единых правил того, как научить говорить ребенка, нет, но существует несколько методик, применение которых даст толчок в становлении речи малыша и поможет ему разговориться. С учетом того, что каждый ребенок индивидуален, стоит опробовать несколько способов, остановившись в дальнейшем на наиболее подходящем именно вашему крохе.

Наибольшим интересом со стороны родителей пользуются следующие виды обучения:

  1. Метод слухового контакта подходит как для малышей 1–2 месяцев, так и для двухлетних деток. Его суть заключается в регулярном повторе один и тех же слов и фраз в определенных ситуациях. Например, при встрече нужно всегда произносить «привет» или «здравствуй». Ребенок зафиксирует в памяти установленные правила и начнет действовать аналогично. Кроме того, этот метод включает как можно боле частое чтение малышу любимых сказок и стишков.
  2.  Тренировка речи с помощью визуализации будет эффективна при занятиях с детками раннего возраста. Для нее можно использовать рисунки или кубики с различными изображениями. Демонстрируя ребенку картинку нужно одновременно проговаривать название изображенного на ней предмета и давать его небольшое описание. Прослушав взрослого несколько раз, малыш вскоре станет за ним повторять названия.
  3. Развитие речи с использованием визуально-слухового метода подразумевает применение электронных плакатов, умных телефонов, детских компьютеров, которые стимулируют малыша слышать и произносить слова. Такие приспособления можно использовать после 2 лет. Благодаря игровой форме обучение проходит весело и эффективно.
  4. Коллективное обучение проводится в специальных группах, где опытные педагоги формируют и тренируют разговорные навыки детей. Занятия могут быть как индивидуальными, так и групповыми. Последние более результативны, т. к. в коллективе дети обучаются эффективнее и быстрее.

Речь ребенка можно успешно развивать любым из описанных выше способов, но максимального эффекта можно достигнуть, используя все перечисленные методы в совокупности. 

Полезные материалы


Комментарии

Ирина Ю June 27, 2017

Ответить
Комментарий: 

Здравствуйте, мой ребенок (дочка) рано начала говорить. В годик уже говорила предложениями. Что касается соски-ее почти не пользовались с самого начала, старались только укладывать с ней спать. С ребенком разговаривали как со взрослым и все понимающим человеком. Развитию способствовали прогулки, все что видели проговаривали. Даже магазины- все что ребенок берет в руки обязательно говорила сама и ждала пока она повторит, при этом не говорила "повтори" она сама это делала. Когда читали книжки, показывали на картинки и несколько раз повторяли то, что на них изображено. Словом, с ребенком постоянно нужно общение и самое главное произносить слова четко.

Алсу July 16, 2017

Ответить
Комментарий: 

Показываю игрушки, называя их название, на прогулке также, называю всё на что он смотрит или обращает внимание, повторяя 2-3 раза. Так ребенок и запоминает, и в след раз когда озвучиваю какое-то слово или имя он указывает на это. С ребенком надо постоянно общаться и таким образом он и развивается

Лиля July 16, 2017

Ответить
Комментарий: 

Старайтесь много общаться со своим ребенком и говорить произносить все что делаете, видите, ощущаете. Старайтесь просто "не понимать" ребенка, т.е. не бросайтесь делать или давать ему что-то, пока он полностью это не постарается произнести. Не бросайтесь исполнять его просьбы, если он просто показывает на предмет пальцем, переспросите у него что он хочет. Постарайтесь не сюсюкать с ребенком, произносить четко и ясно, больше читайте ему и пойте песни.

Юлия September 29, 2017

Ответить
Комментарий: 

Мне кажется, что раньше начинают разговаривать те малыши, с которыми родители вели беседы с самого рождения. Это и песенки, и всевозможные стишки, и проговаривание ситуации, действия, которое выполняет мама в настоящий момент. Младенец учится узнавать мамин голос, реагировать на него, а потом, повзрослев, и подражать. При этом очень важно установить с карапузом обратную связь: наблюдать за его реакцией, поддерживать попытки вступления в "диалог".

Оставьте комментарий