Учим с ребёнком детский алфавит — практические советы

В среднем подготовку к школе, включающую обучение чтению, письму и счету, родители начинаю по достижении ребенком пяти лет.

Однако знакомство с буквами можно и нужно начать раньше, примерно в 3-3,5 года. У малышей такого возраста познавательные процессы развиты достаточно для того, чтобы без особых затруднений понять и выучить алфавит.

Как определить готовность ребенка к обучению буквам?

Каждый ребенок развивается по собственному графику, и поэтому определение возраста, подходящего для начала обучения алфавиту, зависит от конкретного малыша.

Прежде чем приступить к занятиям, родителям нужно убедиться:

  • в зрелости нервной системы: в большинстве своем дети младшего дошкольного возраста готовы к обучению частично, и лишь в форме игры. Если начать его ранее 2-3-летнего возраста, это может быть чревато переутомлением ребенка, потерей интереса к занятиям, капризами;
  • в готовности познавательной сферы ребенка к обучению: малыш должен не только понимать обращенную к нему речь взрослого, но и отвечать на нее, а также выполнять полученные от родителя инструкции;
  • в интересе ребенка к предмету обучения: тяга к познанию нового начинает проявляться у детей примерно с двух-трех лет. В этом же возрасте начинает бурно развиваться и способность к обучению, но тут важно не перегнуть палку, стремясь скорее научить ребенка чему-то новому.

Общие принципы построения занятий

Для того, чтобы обучение сопровождалось только позитивными эмоциями, постарайтесь придерживаться следующих рекомендаций:

  1. Продолжительность занятий 10-20 минут: чем младше ребенок, тем сложнее ему сохранять концентрацию на каком-то одном виде деятельности.
  2. Игровая форма обучения вызовет гораздо больший интерес у ребенка, нежели формальное обучение.
  3. Разнообразная форма подачи материала позволит поддерживать интерес к изучению алфавита на протяжении всего периода обучения.
  4. Доброжелательный тон, терпение и щедрость на похвалу – вот, то, чем необходимо запастись родителям. Категорически не рекомендуется кричать на ребенка по причине его медлительности или забывчивости, наказывать за ошибки, а также заставлять приступать к занятиям при явном отсутствии интереса.
Рекомендуем ознакомиться:  Как научить ребенка таблице умножения?

Примеры занятий алфавитом с детьми

Чем младше ваш кроха, тем проще, веселее и ненавязчивое должно проходить обучение. Какие игровые приемы стоит использовать родителям, чтобы организовать занятия, соответствующие этим требованиям?

  1. Карточки с крупным рисунком и подходящей к нему буквой. Их можно купить, либо сделать самим. Нарисуйте или наклейте на одной половине бумажного листа букву, а на второй – рисунок с изображением предмета, начинающегося с этой буквы. Готовые карточки можно развесить на стене и периодически обращать внимание ребенка на их содержимое.
  2. Крупные кубики с буквами и рисунками представляют собой то же самое, что и описанные выше карточки, но с ними ребенок может играть в любое время, а не только в момент обучения.
  3. Буквы с магнитным слоем очень удобны в обучении: их можно крепить на специальной доске или на поверхности холодильника и передвигать, составляя слоги и слова.
  4. Печенья в форме букв также помогут разнообразить процесс обучения: можно, например, дать ребенку задание найти среди них определенные буквы или составить простые слоги. Печенье можно испечь самостоятельно либо купить уже готовое: на полках супермаркетов часто встречаются такие съедобные «пособия».
  5. Песенки или стишки про алфавит помогут вашему крохе запомнить названия букв: они ритмичные, слова в них хорошо рифмуются, и новая информация усваивается с их помощью довольно быстро.
  6. Музыкальные плакаты или «говорящие» азбуки станут хорошим подспорьем для занятий. Такие обучающие игрушки помогают запомнить буквы, развивая ассоциативное мышление и речевые навыки.
  7. Детям постарше (в среднем от 4-х лет) можно предложить такой способ изучения алфавита, как настольные игры: в продаже часто встречаются наборы лото или домино с буквами. Такой досуг прекрасно сочетает в себе все требования, предъявляемые к организации занятий с детьми: игровая форма, интересное времяпрепровождение и получение новых знаний.
Рекомендуем ознакомиться:  Как ребёнка научить перессказывать текст?

Как закрепить полученные навыки?

Если после нескольких занятий ваш малыш смог освоить алфавит, то не думайте, что на этом можно прекратить занятия. Без периодического повторения полученные знания могут быстро позабыться. Поэтому время от времени обращайте внимание крохи на буквы, составляйте из них простейшие слоги. Важно чтобы ребенок не только мог показать или написать нужную букву, но и проговорить ее.

Можно поиграть в упрощенную версию игры «Слова», например, кто больше назовет предметов, начинающихся или заканчивающихся на определенную букву: это поможет не только закрепить полученные знания, но и познакомит ребенка с окончаниями слов.

Своевременное знакомство с алфавитом способствует развитию познавательных способностей ребенка и подготавливает его к освоению навыков чтения в будущем. Проявите немного терпения и фантазии, сделав занятия интересными, и совсем скоро кроха порадует вас новыми знаниями.

Оцените статью
Добавить комментарий

  1. Олег Кучеренко автор

    У меня двое детей, они уже довольно большие, 15 и 12 лет. В свое время нам очень помогли кубики с буквами, а также песенки и стишки про алфавит.

    Ответить
  2. Олег Кучеренко автор

    Вы знаете, я учила своего по кубикам. Обычные кубики с буквами брала, и мы учили их, ребенок их повторял. Затем из тех же кубиков начали слова выстраивать.

    Ответить
  3. Олег Кучеренко автор

    Статья хорошая и полезная, но, читая ее, опять убеждаюсь, что дети очень разные. Моему сынишке 2 года и 1 месяц. Все буквы и цифры он знает уже почти полгода. Я его специально не учила — наоборот, переживала, что слишком рано. Но еще не достигнув полутора лет он, глядя на упаковки с детскими кашами, пюрешками и соками, требовал, чтобы я называла ему буквы. Потом это же началось с книжками. Ему не столько были интересны картинки, сколько буквы и цифры. Причем он настаивал, чтобы я ему сказала, как называется этот знак, а если я отвлекалась — злился. Поначалу он не узнавал букву, если она была написана по другому (например, маленькую «а» или «т»), но сейчас уже почти всегда называет правильно. Идя по улице, он смотрит на вывески магазинов и произносит буквы, глядя на номера автобусов, трамваев, машин — называет цифры. Я ему сейчас купила магнитную азбуку и цифры, но это уже пригодится, когда начнем учиться читать. Так что, если ребенок хочет учиться. то ему не нужны никакие приспособления, подойдет и подручный материал.

    Ответить
  4. Олег Кучеренко автор

    Мой сынишка научился быстро читать, пользуясь и играя на сотовом телефоне. С помощью старшей сестры он быстро освоился со чтением.Ведь в играх тоже надо читать , как действовать, вот и пришлось поневоле осваивать алфавит. Не всегда же могут помочь старшие. Но еще и побольше читать ребенку интересных книг, сказок.

    Ответить