Классификация основных видов внимания

Какие же бывают виды внимания? Его классифицируют по нескольким основаниям: по характеру целей деятельности, направленности, форме организации, степени социализации, степени регуляции и ориентации на конкретные психические процессы.

В зависимости от характера целей деятельности разделяют на произвольное, непроизвольное и послепроизвольное.

Что такое внимание в психологии?

Самые популярные определения:

Внимание — избирательная направленность восприятия на тот или иной объект.

Изменение внимания выражается в изменении переживания степени ясности и отчётливости содержания, являющегося предметом деятельности человека.

Внимание находит себе выражение в отношении человека к объекту. За вниманием часто стоят интересы и потребности, установки и направленность человека, другие психологические характеристики личности. Это, прежде всего, вызывает изменение отношения к объекту, выражаемое вниманием — его сознаваемостью. На причины внимания к тому или иному объекту указывают его свойства и качества, взятые в их отношении к субъекту.

Внимание обуславливает успешную ориентировку субъекта в окружающем мире и обеспечивает более полное и отчётливое отражение его в психике. Объект внимания оказывается в центре нашего сознания, все остальное воспринимается слабо, неотчётливо, однако направленность нашего внимания может меняться.

Внимание не представляет самостоятельного психического процесса, так как не может проявляться вне других процессов. Мы внимательно или невнимательно слушаем, смотрим, думаем, делаем. Таким образом, внимание является лишь свойством различных психических процессов.

Внимание – это особое состояние сознания, благодаря которому субъект направляет и сосредотачивает познавательные процессы для более полного и четкого отражения действительности. Внимание связано со всеми сенсорными и интеллектуальными процессами. Наиболее заметно эта связь проявляется в ощущениях и восприятиях.

Характеристики внимания:

  • Устойчивость - это длительность привлечения внимания к одному и тому же объекту или к одной и той же задаче. 
  • Концентрация определяется единством двух важных факторов - повышением интенсивности сигнала при ограниченности поля восприятия.
  • Под распределением понимают субъективно переживаемую способность человека удерживать в центре внимания определенное число разнородных объектов одновременно.
  • Переключаемость определяется скоростью перехода от одного вида деятельности к другому.

Непроизвольное внимание

Внимание непроизвольное (первичное, пассивное) - это такой вид, когда человек не прикладывает усилия воли, чтобы быть сосредоточенным, а также не ставит перед собой цели быть таковым.

Это простой и генетически первичный вид , который дан человеку от рождения. В его основе - ориентировочная деятельность человека. Сосредоточение на предметах или явлениях в этом случае происходит в результате действия внешних или внутренних факторов непроизвольного внимания, к которым относятся:

  • интенсивность раздражителя: достаточно сильный любой раздражитель, например, яркий свет, сильный звук, резкий запах и т.д. невольно привлекает человека;
  • контрастность раздражителей: объект больше (или меньше) по величине по сравнению с окружающими, прекращение или начало действия раздражителя невольно привлекает;
  • новизна раздражителя: пока не исчерпан элемент новизны, сосредоточенность можно поддерживать достаточно долго;
  • прерывистость раздражителя: раздражитель, который то появляется, то исчезает, то усиливается, то ослабляется;
  • подвижность раздражителя: раздражитель, который движется, больше привлекает нас, чем неподвижный;
  • структурированность раздражителя: к объединенным в целостную структуру раздражителям взгляд привлекается быстрее и легче;
  • соответствие раздражителя нашем внутреннему состоянию: мы замечаем то или иное явление, когда оно становится созвучным нашим чувствам, потребностям, намерениям и т.п.;
  • интерес к деятельности: чем выше интерес, тем больше непроизвольная сосредоточенность;
  • субъективная значимость раздражителя: чем больше субъективная значимость влияния, тем сильнее непроизвольная концентрация;
  • установка: чем больше готовность к деятельности, тем выше эффект;
  • потребности: то, что совпадает с потребностями личности, быстрее привлекает нас;
  • эмоциональная окрашенность раздражителя или деятельности: раздражитель, который несет либо положительную, либо отрицательную эмоциональную окрашенность, невольно привлекает;
  • влияние прошлого опыта: чем больше знаний, навыков, привычек связано с событием, на котором мы должны сосредоточиться, тем легче поддерживается непроизвольная фокусировка.

Условием возникновения непроизвольного внимания не является:

  1. новизна раздражителя
  2. неожиданность раздражителя
  3. интерес человека
  4. усталость человека

Произвольное внимание

Внимание произвольное (вторичное, активное) - это такой вид , когда человек прикладывает усилия воли, чтобы быть внимательным, а также ставит перед собой цель быть внимательным.

Это более высший вид цонцентрации по сравнению с непроизвольным, он формируется в течение жизни человека и является результатом сознательной активности субъекта.

Произвольность связана с волевой регуляцией противоречивых мотивов, побуждений и интересов. Волевые усилия следует прикладывать периодически, иначе произвольное внимание угасает. Волевые усилия на предметах и явлениях помогают поддерживать следующие внешние и внутренние факторы:

  • практические действия: если в процесс деятельности включены практические действия, сосредоточенность поддерживать легче. Например, лекцию легче внимательно слушать, если одновременно ее конспектировать;
  • понимание задачи: если задача выполняется, человек понимает, на нем легче сконцентрироваться;
  • формулировки вопросов: если формулируется вопрос по объекту деятельности;
  • интерес к деятельности: чем выше интерес, тем больше сосредоточенность;
  • успех в деятельности: не успешно выполненное задание продолжает привлекать;
  • завершенность деятельности: незаконченная деятельность способствует поддержанию произвольной фокусировки;
  • интеллект человека: легче сосредоточиться тому человеку, который имеет более высокое интеллектуальное развитие;
  • словесная регуляция: произвольное внимание поддерживает словесное напоминание самому себе о цели деятельности;
  • эмоциональная возбужденность: если объект вызывает умеренное эмоциональное возбуждение, на нем легче сосредоточиться. Если эмоциональное возбуждение не связано с выполняемой работой, например, человека беспокоят его личные проблемы, это ослабляет фокусировку;
  • привычка человека: если человек привык работать сосредоточенно в различных условиях, ему будет легче концентрироваться;
  • влияние прошлого опыта: чем больше знаний, навыков, привычек связано с событием, тем легче поддерживать произвольную концентрацию;
  • состояние психики человека: в конце рабочего дня, а также в конце недели наши возможности ослабляются.

Послепроизвольное внимание

Кроме непроизвольного и произвольного внимания в жизнедеятельности человека встречается еще один вид - послепроизвольное. Это такой вид, для которого характерно снижение волевых усилий при сохранении цели быть внимательным.

На первых этапах деятельности задействовано произвольное внимание, т.е. нужны усилия воли для достижения поставленной цели, а в дальнейшем в результате привлечения факторов для поддержания непроизвольной концентрации волевые усилия ослабляются. На этом этапе произвольная концентрация перерастает в послепроизвольную.

Факторы послепроизвольного внимания являются теми же, что и для непроизвольного и произвольного. Основным из них является интерес к деятельности. Иногда на этом факторе делают чрезмерный акцент.

В результате послепроизвольное сосредоточение сводят к заинтересованности, которая вызвана особенностями объекта или явления. Это суженный взгляд на природу этого внимания, потому что послепроизвольное внимание - это такое проявление личностной направленности, когда сама деятельность переживается как потребность, а ее результат является личностно значимым для человека.

В возникновении послепроизвольного внимания играет также роль привычка человека трудиться. В практической деятельности человека рассмотренные три вида внимания являются взаимосвязанными, и их считают тремя степенями развития внимания.

Зависимость от направления приложения

В зависимости от направленности (особенностей объекта внимания, характера действия) выделяют внутреннее и внешнее приложение.

Внешнее (сенсорное, перцептивное) сосредоточено на объектах и явлениях внешнего мира, например, на определенных предметах, работе и т.п. Этот вид внимания является необходимым для успешного восприятия человеком окружающего мира. Оно усиливает чувствительность органов чувств, ускоряет процесс восприятия, способствуя ясности и четкости отображения. Особенно выразительной внешняя концентрация является в условиях, когда человек не только смотрит, но и присматривается, не только слушает, но и прислушивается. Это сопровождается соответствующей позой организма, движениями головы, глаз и т.д.

В отличие от внешнего, внутреннее сосредоточение сосредоточено не на самих объектах или явлениях внешнего мира, а на их образах. Оно направлено на внутренний мир человека, например, на его мышление, потребности, интересы, переживания и т.д. Оно связано с самосознанием и рефлексией. Интеллектуальное, эмоциональное и волевое развитие человека невозможно без внутреннего внимания. Нередко его сопровождают неосознанные движения губ, жестикуляция, непреднамеренное рисования и т.п. В деятельности человека внутреннее и внешнее чередуются, тормозя друг друга. Это связано с тем, что человеку трудно сосредоточится на своих внутренних проблемах и одновременно внимательно выполнять какую-то сложную деятельность. По происхождению внутреннее внимание возникает позже внешнего.

Форма организации

В зависимости от формы организации внимание разделяют на индивидуальное, групповое и коллективное.

Индивидуальное - это сосредоточенная и направленная деятельность отдельного конкретного лица, например, сосредоточенность студента во время контрольной работы.

Групповое внимание проявляется в сосредоточении внимания нескольких лиц данной группы на совместном задании, например, работа в подгруппах на тренинге. Организация такого внимания дается нелегко, потому что группы могут отвлекать друг друга.

Коллективная концентрация - это сосредоточение всех лиц группы на одном общем задании, например, концентрация студентов во время лекции на преподавателе.

По степени социализации выделяют естественное и социальное внимание. Естественное проявляется как выборочное реагирование на раздражители в виде ориентировочного рефлекса. Оно дано человеку от рождения. Социальное формируется при жизни и связано с приобретением социального опыта и включением свободной регуляции в процессы внимания.

По степени регуляции выделяют опосредованное и непосредственное внимание. Непосредственное регулируется только объектом, который отвечает потребностям и интересам человека и на которого направлена фокусировка человека. Например, нас привлекает яркий свет или громкий звук. Внимание опосредованное регулируется содержанием и пониманием воспринятого. Она поддерживается с помощью специальных средств: слов, жестов, интонации и т.п. Например, нас может привлечь содержание шепота. Этот вид тесно связан с апперцепцией. У человека сначала появляется непосредственное внимание, а уже позже - опосредованное.

В зависимости от ориентации на конкретные психические процессы выделяют чувственное и интеллектуальное сосредоточение. Чувственное связано или с избирательной работой органов чувств, и тогда в центре фокусировки является звук, запах и т.д., или с избирательной работой нашей эмоциональной сферы, и тогда в центре находятся эмоции и чувства человека. Внимание интеллектуальное связано с направленностью и сосредоточенностью мыслительных процессов. Итак, оно ориентировано на мышление. Чувственное по происхождению первичное, интеллектуальное - вторичное.

Полезные материалы


Оставьте комментарий