Что такое мышление?

Мышление – это умственный и психологический процесс поиска правильного решения, исходя из имеющихся данных о проблеме или задаче, а также возможных путей ее решения с наибольшей выгодой для соискателя или с наименьшими для него затратами.

Этим термином можно назвать и процесс познания окружающего мира в физическом или чувственном плане. Благодаря ему существует воображение, память и речь.

К наукам, изучающим мышление, относятся:

  • Философия: изучает взаимодействие мышления и бытия, а также часто рассматривает его как сознание, дух, или психику;
  • психология интересуется им как причиной появления результатов работы, а также процессом его действия, как оно осуществляется и благодаря чему. В отличие от логики, психология изучает его в том числе в нарушенной и искаженной форме;
  • нейрофизиология изучает механизмы, благодаря которым оно осуществляется;
  • логику интересует только истинное или правильное мышление (читайте про логическое мышление);
  • социология изучает  это понятие с точки зрения социальных групп;
  • кибернетика интересуется им в рамках искусственного интеллекта.

Функции:

  • понимание или анализ условий происходящего;
  • решение проблемы или установка цели поиска, а позже связи между известной информацией и неизвестной;
  • построение цепочки целей, которые приведут к решению существующей проблемы;
  • анализ своего способа мышления, поведения или действий (рефлексия) позволяет лицу добиваться поставленных целей и контролировать себя.

Слово «мышление» произошло от слова «мыслить». Благодаря палатализации звуков в южных и восточных языках славянской группы звукосочетание [сл’] превратилось в [шл’]. Изменения произошли в праславянский период.

Какие теории изучают?

В зависимости от понимания и ракурса изучения понятия выделяют следующие теории и школы:

  • Ассоциативная. Психические процессы протекают благодаря ассоциациям, а все, что есть в психике, это чувственные представления, связанные все теми же ассоциациями. Мышление состоит из суждения и умозаключения. Суждение – это ассоциирующиеся представления, умозаключение – это ассоциирующиеся между собой суждения, в результате чего из них возникает третье суждение как вывод.
  • Асоцианистская. Развитием мышления считают процесс накопления ассоциаций, который возникает самопроизвольно.
  • Теория Вюрцбургской школы. Мышлением считали внутренний акт или действие. Считали, что мысль развивается благодаря взаимодействию разных мнений. Оно впервые было выделено в самостоятельную деятельность. По мнению представителей школы, не связано с практической деятельностью, речью и чувственными образами.
  • Логика изучает этотпроцесс с точки зрения его структуры мыслей, правильности и неправильности рассуждений, отвлекаясь от конкретного содержания мыслей и их развития.
  • В гештальтпсихологии – это внезапный процесс выделения значимых особенностей поставленной задачи.
  • Мышление как рефлексия, созерцание и способ решения задач;
  • Мышление как деятельность;
  • В гуманистической психологии изучаются проблемы самоактуализации и их влияние на мыслительные процессы.
  • Информационно-кибернетическая теория. В ее основе лежат понятия алгоритма, операции, цикла и информации. Первое обозначает последовательность действий, выполнение которых ведет к решению задачи; второе касается отдельного действия, его характера; третье относится к многократному исполнению одних и тех же действий до тех пор, пока не будет получен необходимый результат; четвертое включает совокупность сведений, передаваемых с одной операции на другую в процессе решения задачи.
  • Бихевиоризм рассматривает мышление как научение, образование навыка решения интеллектуальной практической задачи.
  • Теория мотивации изучает связь мышления с возможной мотивацией, которая движет человеком.

Мыслительные процессы в философии

Мышление – это отличительная особенность человека от животного, которая позволяет изучать и познавать окружающую среду особым способом. Оно в отличие от ощущений или чувств происходит осознанно.

Психофизиологическая проблема в философии – это проблема соотношения тела и души человека.

Аристотель рассматривал его как единственно эффективный способ познать мир. По его мнению, цель мыслящего человека обобщать знания и двигаться в своих рассуждениях от частного к целому. Философ считал тело и душу человека неразделимыми.

Сократ связывал мышление с нравственным развитием человека. Оно является частью самосовершенствования и познания самого себя в мире. Нравственный человек не может быть не мыслящим.

По мнению Марка Аврелия помимо тела и души у человека также есть разум.

В средневековый период схоласты полагали, что человеческий разум является божьей благодатью. Схоластические взгляды были синтезом античных мыслей и религиозных. Мышление одобрялось только в богоугодных целях, а не для изучения окружающего мира. Философия и другие науки в этот период все больше уступали богословию.

В новом времени мышление и бытие были наиболее важными категориями изучения. Тогда появилась крылатая фраза Рене Декарта: «Я мыслю, следовательно, я существую». Его теория позже была названа картезианством. Если объяснить ситуацию при помощи разумных суждений нельзя, картезианцы обращались к мифам. По мнению философа, мысль никак не взаимодействует с телом и наоборот. Однако телесное и психическое в человеке связано только благодаря Божественному Провидению.

Спиноза считал психофизиологическую проблему ложной. Мышление и тело, по мнению автора, являются лишь двумя атрибутами одного лица, а не разными материями, как у Декарта.

Вольтер также выступал против декартовской двойственности.

Лейбниц выдвинул теорию психофизиологического параллелизма: две материи не связаны друг с другом и работают параллельно.

Оппонентом картезианцев был Эммануил Кант, он считал, что мышление основано на эксперименте, и разделять эмпиризм и рационализм нельзя. Философ создал типологию мышления, разделив формальное и диалектическое мышление, конкретное и абстрактное, практическое и диалектическое.

В XIX веке Жюль Пуанкаре отрицал априорные знания и возможность человека объективно оценивать происходящее. Любые теории, по его мнению, зависят от типа мышления самого автора.

Немецкий философ Я. Моллешот заявлял о зависимости психических и духовных процессов от физиологической природы человека.

Ученые 50-х XX века рассматривали рефлекторную деятельность и как физиологическую, и как психологическую.

Мышление в психологии

Когнитивная

Мышление связывают с переработкой информации и изучают именно в этом контексте. Его развитие возможно с возникновением символических функций и формированием понятий. К внутренним когнитивным структурам относятся образы и понятия, благодаря им человек имеет возможность изучать окружающий мир, понимать его и применять знания в дальнейшей познавательной деятельности.

Она стремится изучать его, память и восприятие не изолировано. Когнитивная психология разработала огромный арсенал методов и способов, а также разработала массу теоретических моделей, которые способны объяснить некоторые моменты мыслительного процесса.

Клиническая

При изучении учитываются следующие факторы: внешний вид больного, речь, поведение. Достоверный анализ требует изучения каждого его этапа и всего мыслительного хода больного. При контакте с больным важно установить наличие или отсутствие заблуждений, страхов, ложных идей, а также выяснить, какого отношение больного к ним сейчас и ранее, кроме того, необходимо понять, как мышление лица влияет на поведение.

Для анализа мыслительного процесса больных клиническая психология также использует рисунки, схемы, или написанные кому-либо письма.

В патопсихологической диагностике используются следующие приемы для анализа:

  • складывание картинок;
  • понимание художественных текстов;
  • определение последовательности событий и прочие.

Анализ в клинической психологии важен для определения болезни и соответственно курса лечения.

Психоанализ

В психоанализе мышление рассматривается в качестве мотивационного процесса, т. е. его тип и характер связаны с мотивацией лица, но не с активным понимаем своей цели или потребностей, а с глубинной мотивацией. Например, З. Фрейд в своей работе об остроумии и ее отношении к бессознательному утверждал, что остроумие это результат или признак творческого мыслительного процесса, которое возникло из-за неудовлетворенности своих потребностей в прошлом.

Эти процессы связаны либо с глубинными мотивами, либо с мотивами получения желаемого, которые также могут быть глубинными, и поэтому могут человеком и не осознаваться.

Их связь с мотивацией изучалась в психоанализе лишь косвенно. Психоанализ не дает информацию о том, как практически мотивация влияет на организацию и строение этого процесса.

Э. Блэйлеру принадлежит теория аутистического мышления в психоанализе. Автор считает, что аутизм – это форма, при которой у человека доминирует внутренний мир над внешним. Между аутистическим и обычным мыслительными процессами нет четкой разницы, поскольку аутистическое способно проникать в обычное. Аутистические процессы дают выражение скрытым тенденциям и влечениям человека. Для этой формы нет времени, т. к. оно не важно.

Мышление человека, по мнению Э. Блейлера, связано и объясняется аффективными потребностями, опасениями, желаниями или комплексами. Иногда люди бессознательно выбирают определенную форму для защиты от окружающего мира.

Физиология

Мыслительный процесс – это и высшая форма отражения действительности и психологический акт достижения цели. Оно возможно только при наличии мотивации. Умственная деятельность реализуется при помощи речи. В соответствии с нейрофизиологическими и нейропсихологическими исследованиями, предметно-образное мышление существует благодаря правому полушарию большого мозга, а абстрактное и словесно-логическое – левому. Нарушения умственной деятельности возможны при повреждениях в теменно-затылочных и височных отделах левого полушария большого мозга.

Социальная психология

Мышление – это одна из наиболее важных характеристик человека и социума. Его развитие возможно только в обществе и благодаря общению с другими членами этого общества. Его возникновение в социологии — это диалог с сами собой.

Взаимодействие человека с обществом непрерывно влияет на мыслительные процессы. Минимум треть своей жизни люди тратят именно на то, чтобы научиться выживать в социуме. Некоторые ученые полагают, что это период значительно больше и составляет всю жизнь человека.

Социализация человека начинается с самого рождения, когда родители учат его элементарным навыкам, воспитывают в нем какие-то моральные качества, и закладывают в отпрыске какую-то модель поведения в обществе. После человек находится под влиянием своих друзей, одноклассников, а позже супруга, коллег и прочих людей. Влияние общества неизбежно, поскольку, чтобы жить в обществе, необходимо подстраиваться и адаптироваться под общие правила в социуме. Даже при намеренном сопротивлении устоявшихся норм жизни бессознательное влияние на мыслительные процессы человека неизбежно, т.к. человек не живет обособленно в лесу или в пустыне, а живет в социуме.

Коллективное бессознательное, в соответствии с работами К.-Г. Юнга, является универсальным и может встречаться повсюду. Это архетипы, которые существовали еще до рождения человека. К архетипам могут относиться схемы поведения, чувств, переживаний, которые можно встретить в мифологических мотивах.

Личное бессознательное – это те черты или элементы личности человека, которые были подавлены в нем благодаря воспитанию. Заставить человека забыть можно воспоминания, болезненные мысли, неосознанные чувства, комплексы.

Можно ли развивать в себе эти навыки?

Развивать навыки мышления можно на протяжении всей жизни. Главное не останавливаться на достигнутом, быть любопытным и не полагаться на бессознательное. Чтобы развивать эти способности, рекомендуется задавать себе правильные вопросы, и находить к своим вопросам другие правильные вопросы, поскольку поиск ответа порождает еще больший поиск ответов. Чем больше человек знает, тем больше он понимает, что еще много не понимает.

Правильные вопросы нужны человеку для фильтрации ненужной информации, которая не приносит никакой пользы и занимает лишь мысли человека и его время. Вовремя заданные вопросы помогают развивать мышление и память.

Для развития важно уметь переключаться с одной информации на другую, а также ощущать взаимосвязь между ними для дальнейшего использования данной информации. Важно оставаться любопытным, вдумчивым и заинтересованным в информации.

Поделиться с друзьями