Почему подростки не хотят учиться?

У многих подростков в средней школе успеваемость снижается, они начинают прогуливать уроки, отказываются выполнять домашнюю работу или врут, что ничего не задано. Такое отношение к учебе не может не волновать родителей, которые четко осознают: без хороших знаний ребенок не сможет хорошо сдать ЕГЭ, поступить в вуз и получить хорошую профессию, а в дальнейшем и хорошую работу.

Но подросток этого понимать не хочет, сколько не объясняй. Как же заставить его учиться?

Почему дети в этом возрасте не хотят учиться?

Стоит сразу же предупредить: заставить подростка делать что-либо против его воли невозможно или, по крайней мере, крайне трудно. Однако средства вернуть в его дневник приличные отметки существуют. Выбор этих средств будет зависеть от причин, по которым подросток забросил учебу.

  • Главная причина – переключение познавательных интересов в новую сферу, социальную. В переходном возрасте главная цель – научиться общению со сверстниками, в частности – с представителями противоположного пола. Подростки учатся оценивать людей, вызывать симпатию окружающих, дружить и любить. Это очень важные знания, получение которых отложить на потом не получится. Получить их можно только в детском коллективе, путем личного общения, переписки в социальных сетях. Тот факт, что школьные занятия отходят на второй план, и намного важнее и интересней становится общение с друзьями, естественен.
  • Перегрузка. Для младшего школьника авторитет родителей непререкаем. Желая сделать из своего отпрыска многогранную личность, преуспевающую во всем, мамы и папы загружают своих чад по максимуму: записывают в спортивную секцию, в музыкальную школу, шахматный кружок, танцевальную и театральную студии. Малыш старательно тянет этот воз, пока не достигает подросткового возраста. Подросший гений устал, ему хочется отдохнуть и заняться чем-нибудь более легким и интересным, а многое из того, чем его загрузили «предки» кажется ему ненужным. В итоге ребенок устраивает бунт, отказываясь от всего, что считает тяжелым, лишним, неинтересным и бесполезным. Отказаться при этом он может не только от дополнительных занятий, но и от основных – школьных.
  • Качество преподавания, неуважение к учителю. Для младших школьников учитель является авторитетом уже за то, что он учитель. Для подростков этого мало: в авторитете у него окажется только тот, кто заслуживает уважения. Человек, не уважающий личность подростка, никогда не будет уважаем. Если учитель оскорбляет детей, считает их «лентяями» и «дураками», не готовится к уроку, не старается сделать занятия интересными, знает лишь два метода воздействия – «двойки» и вызов в школу родителей, то он попадет в «черный список». На уроки к такому педагогу подросток ходить не будет, интерес к преподаваемому этим человеком предмету пропадет.
  • Конфликтные ситуации в школе. Если у подростка конфликт с учителем или с одноклассниками, если его дразнят и унижают, то он не захочет ходить в школу вообще, даже если хочет учиться.
  • Негативное влияние окружения. Возможно, что в кругу общения подростка преобладает мнение, что учиться – это «не круто», а «круто» - не учиться. Стараясь завоевать популярность в детском коллективе, подросток забрасывает учебу.
  • Неуверенность в своих силах. Если подросток считает, что успехов в учебе ему не добиться, то и силы на это тратить не хочет.
  • Плохое самочувствие. В переходном возрасте в организме происходят серьезные физиологические изменения, наблюдается интенсивный рост различных органов, и не всегда рост и развитие происходят пропорционально. В этот период могут наблюдаться суставные боли, анемия, головная боль и головокружение, другие недуги, сопровождаемые апатией и усталостью. На хорошую учебу у подростка может просто не хватать сил.

Установив причину плохой учебы можно попытаться вернуть к ней утраченный интерес.

Как вернуть интерес к учебе?

Действия родителей в ситуации, когда подросток отказывается учиться, должны строиться с учетом причин, которые вызвали эту реакцию.

  1. Когда ребенок много времени проводит со сверстниками, да и в школу ходит лишь для того, чтобы пообщаться с ними, можно попробовать побыстрее удовлетворить его интерес к познанию самого себя и жизни в коллективе сверстников. В этом помогут книги о современных подростках, научно-популярная литература, общение на тематических форумах, рассказы взрослых о том, как они сами переживали переходный период. Когда подросток почувствует, что чувствует в компании сверстников как рыба в воде, и психологических знаний у него достаточно, интерес к урокам должен вернуться.
  2. С «лошадкой», сбросившей надоевший груз, разговор должен быть другой: с подростком нужно обсудить ситуацию, выяснить, что ему интересно, а что в тягость, и освободить его от лишних обязанностей. Лучше всего сделать это до того, как он взбунтуется.
  3. Регулярно обсуждая с ребенком его дела в школе, интересуясь его жизнью вне дома, можно выяснить, нет ли в школе конфликтных ситуаций. Если есть, то придется их решать с учетом конкретной ситуации. Не исключено, что придется обратиться к психологу, сменить школу. Из-за некачественного преподавания отдельного предмета идти на столь кардинальные меры не стоит: постарайтесь сами заинтересовать ребенка «провальным» предметом, найти интересные сведения по теме, в конце-концов обратиться за помощью к репетитору.
  4. Если есть основания предполагать, что отказ от учебы – метод доказать свою «крутизну», то вполне реально объяснить «заблудшей овечке», что выделиться и заслужить авторитет хорошей учебой можно с еще большей долей вероятности. К тому же с образованным человеком представителям противоположного пола общаться намного интересней и приятней.
  5. Подозревайте, что подросток чересчур не уверен в своих силах? Повышайте его самооценку, как можно чаще хваля его за достижения и успехи.
  6. Подросток жалуется на плохое самочувствие? Не следует делать вывод, что он притворяется. Пройдите медицинское обследование, проконсультируйтесь с врачом – помогите преодолеть временный недуг.

Все меры, направленные на то, чтобы убедить подростка учиться, должны быть дружескими, не содержать насилия. Время, когда ребенка можно было заставить что-то делать ремнем, угрозами, лишением каких-либо благ и жалобами на свое плохое самочувствие, безвозвратно ушло.

Полезные материалы


Комментарии

Марина September 07, 2016

Ответить
Комментарий: 

Ребенка нужно заинтересовать, возможно учителя в этом не заинтересованы, попробуйте нанять репетитора!

Алина July 05, 2017

Ответить
Комментарий: 

Со статьей в целом согласна. Но в ней не упоминается ничего про первые влюблённости у подростков. Первые переживания, особенно, если симпатия не взаимная тоже очень сильно влияют на эмоциональный фон и, как следствие, на успеваемость в учебе.
Но самое важное, как я считаю, необходимо уделить внимание общему настроению внутри семьи. Ведь если в семье ссоры, то как раз в этом возрасте дети больше всего переживают, начинают психовать и уходить из дома. Поэтому надо сперва разобраться со всеми неурядицами внутри семьи, и только потом смотреть, что же происходит вокруг ребёнка.

Яна September 09, 2017

Ответить
Комментарий: 

Если честно, я начала понимать современных детей, ведь многие учителя (не все!!!) перестали давать им знания, они не заинтересовывают детей интересными уроками. Я помню свою школу, как учителя старались и придумывали уроки вплоть до игровой формы и волновались, чтобы мы поняли его предмет. Сейчас учителя только поверхностно объясняют, а репетиторы уже учат, раньше бы учитель со стыда сгорел от того, что ребенок по его предмету ходит к репетитору, это был бы большой минус учителю. А сейчас они только требуют и спрашивают, а надо давать знания.
Надо просто интересней вести уроки, я ребенка заинтересовала каким-то интересным развлечением в конце недели и он старается хорошо учиться. Стараюсь постоянно говорить ему, что во взрослой жизни тебе это пригодится и легко будет поступить, найти работу. И представьте себе, срабатывает.

Рената September 21, 2017

Ответить
Комментарий: 

Для подростков совершенно нормально ставить свои желания превыше всяческих "надо" и активно протестовать против решений родителей. Более того, это совершенно необходимый этап в развитии человека. И лучше, чтобы этот этап произошел своевременно, а не, скажем, в 50 лет.
Другое дело, что воспитывать подростка надо было раньше. Ребенку нужно показать значимость знаний задолго до наступления подросткового периода.
Когда он подросток, то уже поздно заставлять и требовать. Поздно, понимаете? Если, конечно, вы не хотите, чтобы ваш ребенок цеплялся всю жизнь за мамину юбку.
Лучший вариант - это оставить подростка в покое. И не давить на него. Начинать выстраивать с ним общение уже как с взрослым человеком. И так же как взрослому объяснить все последствия нежелания учиться. И сказать, что решение он принимает, конечно, сам, но после совершеннолетия ему нужно будет поступить в универ либо найти работу. Сказать, что просто так вы уже кормить его не будете. И вот пусть думает.

Оставьте комментарий