Как научить чтению ребенка 6 лет и младше?

Традиционно чтению в нашей стране придается особое значение, и родители ближе к 3 годам своего малыша начинают задаваться вопросами о том, в каком возрасте и какими способами помочь ребенку освоить этот навык.

Решая, не пора ли вашему крохе уметь читать, не стоит форсировать события в угоду родительским амбициям: не сравнивайте своего ребенка с детьми, которые в 3–4 года уже овладели этим навыком. Каждый малыш индивидуален и развивается в собственном темпе.

Когда начинать обучение чтению?

Поэтому прежде чем приступить к обучению, примите во внимание два важных фактора:

    • возраст;
  • физиологическая готовность.

Чаще всего до 4 лет учить ребенка читать не имеет особого смысла. Он слишком мал для того, чтобы усердно и с интересом сидеть над книжками, изучая буквы и слоги, кроме случаев, когда малыш явно проявляет к этому настойчивый интерес. Но зато в 5–6 лет начинать осваивать буквы и слоги не только желательно, но и обязательно: современные методы школьного обучения зачастую предполагают, что дети приходят в первый класс, уже умеющими читать хотя бы по слогам. Более того, это умение поможет первокласснику легче адаптироваться к новому этапу в жизни, связанному с началом обучения в школе.

Кроме возраста большое значение имеет и физиологическое развитие. Именно с ним связан тот факт, что одни дети читают в 4 года, а другие в 6 лет только начинают этому учиться. Признаки физиологической готовности к чтению следующие:

  • речь сформирована, малыш умеет говорить фразами и способен без особых затруднений изложить историю;
  • отсутствуют логопедические проблемы;
  • хорошая ориентация в пространственных понятиях (вверх, вниз, вправо, влево);
  • распознавание звуков в любой части слова.
Рекомендуем ознакомиться:  Как научить ребенка цифрам и считать?

С чего начать обучение?

Занятия с детьми должны быть регулярными, интересными и непродолжительными. В первое время будет достаточно посвящать им около пяти минут. В будущем их продолжительность можно будет увеличить до 30–40 мин.

В первую очередь следует выучить буквы. Проще всего это сделать, используя кубики с картинками: рисунок поможет сопоставить изображенный предмет с определенной буквой (барабан – «Б» и т. д.). Обучение должно проходить в форме игры, пусть ребенок попытается найти кубик с заданной буквой самостоятельно. Помочь можно в том случае, если малышу не удается его отыскать в течение 2–3 минут.

Приступать к изучению букв в такой форме можно с 3–4 лет.

Как научиться читать по слогам в домашних условиях?

После того как вы прошли этап разучивания алфавита, и ребенок свободно ориентируется в буквах, пора переходить к чтению по слогам. Обычно дети готовы к этому в возрасте около 5 лет.

Обучение следует начать с соединения согласной и гласной букв в пару: нужно дать понять малышу, что они звучат слитно. Выполняя домашние дела или гуляя на улице можно в игровой форме раскладывать простые короткие слова на слоги. Точно так же раскладывайте и те слова, которые ребенку удалось прочитать самостоятельно.

Осваиваем короткие фразы

Освоив чтение по слогам, можно приступать к простым словам и коротким предложениям. Чем фраза короче, тем лучше, иначе к ее концу малыш, скорее всего, забудет, чем она начиналась. Желательно выбирать такие книжки, чтобы рядом с каждой фразой или словом находилась картинка, иллюстрирующая ее содержание.

Ругать ребенка за неуспехи не следует, в противном случае он потеряет свое стремление к чтению, а главной ассоциацией с ним будет недовольство родителей и наказание.

Рекомендуем ознакомиться:  Как грамотно распланировать подготовку к ЕГЭ?

Заниматься чтением в шестилетнем возрасте можно ежедневно по 30–40 минут в день, но только с согласия ребенка. Для этого следует придавать занятиям форму игры и выбирать книжки, вызывающие интерес.

Как детей учить понимать прочитанное?

Какие есть способы обучения чтению?

На сегодняшний момент существует несколько популярных методик, применяемых с целью обучения детей чтению:

  1. Звукобуквенная система Б. Эльконина, на ее основе построена большая часть букварей. Она ориентирована на развитие способности ребенка различать в речевом потоке фразы, отдельные слова, звуки и соотносить это с печатным текстом, для чего необходимо развивать фонетико-фонематический слух. Выбирая этот способ, учтите, что он основан на способности анализировать, которая начинает закладываться у детей только с 3–4 лет.
  2. Методика Н. Зайцева (кубики Зайцева). В числе ее преимуществ то, что процесс обучения проходит в форме веселой подвижной игры. В основе этого способа лежит обучение чтению на основе написанных на кубиках складов – комбинаций букв, органично связанных с речью, благодаря чему они легче усваиваются. Склады не являются тем же самым, что и слоги, т. к. в отличие от последних, складом может быть и отдельная согласная. Кроме всего, кубики Зайцева имеют «голос», т. к. содержат внутри различные наполнители, что поможет ребенку ассоциировать звуки, исходящие от кубиков, с глухими и звонкими звуками речи; изготовлены они в разных цветах и размерах. Методика Зайцева широко используется при домашнем обучении и в негосударственных образовательных учреждениях (курсы, частные школы и детские сады).
  3. Следующий известный способ обучения чтению носит имя Глена Домана. Изначально он был разработан для детей с проблемами в развитии. Система Г. Домана направлена на то, чтобы научить ребенка читать целиком слова, которые для него пишут родители на прямоугольных карточках из картона. Слова должны быть написаны крупными красными буквами, а показ карточки сопровождается громким и четким произношением слова. Данная методика рассчитана на то, что малыш, просмотрев и услышав много слов, самостоятельно поймет правила чтения. Хороших результатов по данному способу обучения могут достигнуть в основном дети, склонные к синтетическому анализу, т. е. к движению мысли от общего к частному.
Рекомендуем ознакомиться:  Как приучить ребенка засыпать самостоятельно в разном возрасте?

Какую бы вы методику ни выбрали, не забывайте, что чтение должно быть не обязанностью, а интересным и увлекательным занятием. Обязательно хвалите ребенка даже самые малые достижения, так он будет чувствовать себя увереннее, что неизбежно отразится и на результатах его обучения.

Оцените статью
Добавить комментарий

  1. Олег Кучеренко автор

    А мы своего учили по буквам-магнитам на холодильник, садимся кушать, а буквы перед глазами). Когда буквы выучил, стали слова складывать, к примеру ест суп, пишем «суп». Также вначале прорабатывали произношение слогов, сочетания разных букв, без этого читать ни как.

    Ответить
  2. Олег Кучеренко автор

    А есть ещё аналог кубиков — разрезная азбука. Тоже удобно по ней обучать чтению. Можно несколько таких купить и тогда возможных вариантов слов будет больше, чем с кубиками. Да и компактней она и если потеряется буква — не страшно.

    Ответить
  3. Олег Кучеренко автор

    Меня учили читать в формате игры. Сначала таким образом меня научили понимать буквы, а потом уже читать по словам и так далее. Благодаря формату игры у меня в будущем не возникало отвращения к чтению, потому что я привык, что читать — это что-то интересное.

    Ответить
  4. Олег Кучеренко автор

    Детей любого возраста, особенно кто по младше, лучше учить при помощи кубиков. Так как кубики очень хорошо развивают навыки чтения, с ними еще и интересно заниматься. Ни один ребенокне откажется занимаиься на них.

    Ответить
  5. Олег Кучеренко автор

    Мой отец учил меня читать с помощью кубиков с буквами. Помните, раньше были такие деревянные кубики с картинками? Сейчас кубики какие-то не такие :)) А еще отец часто читал мне детские книги с выражением. Я довольно быстро научилась читать.

    Ответить
  6. Олег Кучеренко автор

    Еще есть система Монтессори. Мы ходили, там тоже учат рано читать, но по другим материалам.
    Вообще считаю, что в 4 ребенок легкие предложения может прочитать. Конечно, в тех книжках, которые ему нравятся, когда он сам хочет.
    Не наседать — и вырастет любящим книги)

    Ответить