Как помочь новому сотруднику вписаться в коллектив?

Часто среди руководителей обсуждается вопрос о том, что делать с сотрудником, который не подходит к сформировавшейся корпоративной культуре предприятия, или, как в народе говорят, не вписывается в коллектив. Хоть это и случается достаточно редко, для некоторых компаний эта проблема очень актуальна.

Если в организации установлена корпоративная культура, принципов которой все придерживают и принимают, даже внешне люди, работающие в ней, будут похожи друг на друга. А тот, кто не вписывается в организационную культуру, чаще всего не является плохим или слабым работником, просто он «чужой», «не свой» или «не наш» человек.

Когда новый сотрудник не вписывается в коллектив?

Ситуаций, в которых сотрудник может не вписаться в коллектив, не так уж много:

  • приход нового сослуживца, который еще не адаптировался на рабочем месте или внешне не соответствует остальным коллегам,
  • наличие в компании человека, который стремится получать деньги, не работая,
  • наличие идейного, инициативного работника в организации, где в основном трудятся безынициативные и инертные люди.

В любом случае важно понимать, кто провоцирует барьер в общении: сам сотрудник, не стремящийся вливаться этот коллектив, или же работники, которые не стремятся принимать коллегу.

Что делать руководителю?

Когда на работу устраивается новый человек, он всегда сначала воспринимается «белой вороной». Пока он не привыкнет к новой должности, коллегам, графику и выполняемым обязанностям, его необходимо поддерживать. Чтобы человеку было легче влиться в коллектив и, нужно подробно рассказать о корпоративной культуре, организационных моментах, бытовых условиях и т.д.

Подробную программу адаптации персонала обычно составляют руководители или отдел персонала. Если в организацию приходит человек, который стремится получать деньги, особо не напрягаясь и не принимая ценностей компании, а остальные нацелены на результат и эффективную деятельность, коллеги будут испытывать презрение к такому человеку. Без сомнения, такого сотрудника нужно увольнять, но прежде его необходимо «раскусить». Именно поэтому после приема человека на работу не стоит забывать о нем.

Первое время необходимо присматриваться и контролировать деятельность новых людей, причем не только для того, чтобы замечать его промахи, но и для быстрой адаптации в коллективе. Если рассмотреть вариант, когда молодой инициативный работник приходит в компанию, где никому ничего не надо, скорее всего, либо он сам начнет искать новое место, либо он скатится до того же уровня и перестанет испытывать интерес и желание трудиться. Хотя возможны случаи, когда один человек меняет всю систему работы в организации, но бывает это очень редко и кажется нереальным.

В случае, когда работник видит, в какой сплоченный коллектив он пришел, но ценности коллег не разделяет и чувствует себя некомфортно, скорее всего, он сам уйдет с работы, захочет отдохнуть от всего. Если же осознание того факта, что он считается «белой вороной», сотрудника никак не задевает, руководителю нужно будет принимать какие-то меры в зависимости от занимаемой им должности.

Такие сотрудники-индивидуалисты не подходят для работы в команде, но отлично справятся с индивидуальной работой. Худшей является ситуация, когда подобный «изгой» занимает руководящую должность. В таком случае уже с ним не могут сотрудничать люди, что разрушает психологический климат в коллективе. В этом случае, несмотря на качественно выполняемую работу и развитие компании, человека нужно убирать с руководящей должности или увольнять. Эти непростые решения придется принимать руководителю. Заранее стоит обсудить данную ситуацию с отделом развития или адаптации персонала.

Виды адаптация персонала

Чтобы человек быстро и успешно освоился на рабочем месте, важно составить для него программу адаптации, которая обычно состоит из трех частей:

  1. Cоциально-психологическая адаптация: моменты, связанные с тем, как себя вести с определенными сотрудниками, как одеваться, где пообедать и когда уходить на обед и т.д.; участие в корпоративных мероприятиях; участие в тренинге командообразования и др.
  2. Организационная адаптация: сотрудник либо сам может искать информацию о требованиях в компании, либо может использовать специально разработанные другими отделами (службой безопасности, IT-отделом, бухгалтерией, отделом снабжения и т.д.) и руководством памятки и инструктажи.
  3. Профессиональная адаптация: знакомство с должностными обязанностями, ознакомление с адаптационными материалами по поводу выполняемой деятельности, работа под руководством наставника.

Выбор определенных методов адаптации всегда зависит от конкретной фирмы, корпоративной культуры в ней, психологии пришедшего сотрудника и давно работающих его коллег.

 

Учитывайте индивидуальные особенности

Да, бывает, что сотрудник качественно выполняет свою работу, поддерживает корректные отношения с коллективом, посещает совещания и тренажерный зал с коллегами, но по пятницам не идет вместе со своим отделом отметить наступление выходных. Или он предпочитает ходить в костюме, хотя в компании нет строгого дресс-кода, и остальные сотрудники ходят почти в домашней одежде.

Не стоит придавать подобным ситуациям особого внимания, в этом случае нельзя говорить о том, что коллега не вписался в коллектив. Учитывайте, что индивидуальные особенности и личные принципы отдельных людей еще никто не отменял. Примите и простите ему эти маленькие несоответствия.

Полезные материалы


Оставьте комментарий